Полянская ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ Рекомендовано УМС БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 46.03.01 История Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 940.5+973(075.8) ББК 63.3(0)6(4+7) я73 П 545 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Л. Д. <...> Бадмаев канд. ист. наук, доцент, директор Бурятского филиала ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений» Полянская О. Н. <...> УДК 940.5+973(075.8) ББК 63.3(0)6(4+7) я73 ISBN 978-5-9793-0970-5 © Бурятский госуниверситет, 2017 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие по изучению раздела «Новейшая история стран Европы и Америки», который является частью дисциплины «Новая и новейшая история», относящейся к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. <...> Пособие состоит из трех тематических разделов, а также содержит рекомендуемые темы курсовых работ, выпускных квалификационных работ, перечень примерных экзаменационных вопросов, контрольно-тестовые задания, глоссарий. <...> Каждая тема раздела снабжена вопросами семинаров, заданиями для самостоятельной работы студентов и списком литературы. <...> Второй раздел «Международные отношения после Второй мировой войны. <...> Создание биполярного мира» посвящен одной из дискуссионных тем в исторической науке — соперничеству между двумя блоками стран, получившему название «холодная война». <...> Раздел содержит темы, отражающие основные направления соперничества: региональные конфликты, где сталкивались интересы противоборствующих государств, гонка вооружений и освоение космоса, вопросы экономического развития. <...> Каждая тема раздела <...>
Основные_вопросы_новейшей_истории_стран_Европы_и_Америки_.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
О. Н. Полянская
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ
СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ
Рекомендовано УМС БГУ в качестве
учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 46.03.01 История
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.3
УДК 940.5+973(075.8)
ББК 63.3(0)6(4+7) я73
П 545
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Л. Д. Бондарь
канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики,
психологии и переводоведения Санкт-Петербургского
академического университета, ученый секретарь
Санкт-Петербургского филиала Архива РАН
А. З. Бадмаев
канд. ист. наук, доцент, директор Бурятского филиала
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
Полянская О. Н.
П 545 Основные вопросы новейшей истории стран Европы
и Америки : учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ :
Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. — 124 с.
ISBN 978-5-9793-0970-5
В учебно-методическом пособии представлена тематика, отражающая
основные события и процессы в развитии стран Европы и
Америки и международных отношений Новейшего времени.
Пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки
46.03.01 История.
УДК 940.5+973(075.8)
ББК 63.3(0)6(4+7) я73
ISBN 978-5-9793-0970-5 © Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие по изучению раздела «Новейшая история
стран Европы и Америки», который является частью дисциплины
«Новая и новейшая история», относящейся к обязательным дисциплинам
базовой части Блока 1 в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлению подготовки
46.03.01 История и подготовлено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования.
Целью курса является формирование у студентов целостного
представления о развитии западной (трансатлантической) цивилизации
в период с 1918 г. до нашего времени. Приоритетное внимание
уделяется выявлению ключевых особенностей исторического
этапа, именуемого «новейшая история», его специфики по сравнению
с предшествующей стадией мировой истории. В центре внимания
находятся ведущие страны Запада (Германия, Франция, Великобритания,
Италия, США). На их примере раскрываются процессы
и события, определившие основные тренды развития в сферах
внутренней и внешней политики, экономики, социальных отношений,
идеологии всего западного общества. В курсе уделяется внимание
персоналиям, сыгравшим значительную роль в истории государств
и в целом мировой истории.
Изучение дисциплины направлено на формирование общекультурных
и профессиональных компетенций:
- общекультурные компетенции (ОК): способность анализировать
основные этапы и закономерности исторического развития
общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
- профессиональные компетенции (ПК): способность использовать
в исторических исследованиях базовые знания в области
всеобщей и отечественной истории (ПК-1); способность понимать
движущие силы и закономерности исторического процесса, роль
насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом
процессе, политической организации общества (ПК-5); способность
понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую
информацию (ПК-6); способность к использованию спе3
Стр.5
циальных знаний, полученных в рамках направленности (профиля)
образования или индивидуальной образовательной траектории
(ПК-8); культурно-просветительская деятельность: способностью к
разработке информационного обеспечения историко-культурных и
историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций
и учреждений культуры (ПК-14); экспертно-аналитическая
деятельность: способностью к работе с информацией для обеспечения
деятельности аналитических центров, общественных и государственных
организаций, СМИ (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- место новейшей истории в контексте событий предшествующих
этапов истории западноевропейских государств и США, основные
концепции, интерпретирующие мировые исторические процессы
и место в них западного общества; понятийнокатегориальный
аппарат и инструментарий в изучении новейшей
истории Европы и Америки начала XX — начала XXI в.;
- базовые исторические события данной эпохи, даты и персоналии;
-
основные источники, отражающие главные особенности этапа
новейшей истории.
Уметь:
- выявлять и анализировать социально-экономические, политико-идеологические
и культурно-ментальные детерминанты развития
стран Европы и Америки.
Владеть:
- навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической
деятельности в области новейшей истории.
Пособие состоит из трех тематических разделов, а также содержит
рекомендуемые темы курсовых работ, выпускных квалификационных
работ, перечень примерных экзаменационных вопросов,
контрольно-тестовые задания, глоссарий.
Первый раздел «Европа и США между двумя мировыми войнами.
Вторая мировая война» включает шесть основополагающих
тем, отражающих события как внутри европейских государств и
США, так и на международной арене. Значительное внимание уделено
событиям Второй мировой войны, не только ее театрам боевых
4
Стр.6
действий, но и взаимодействию союзников. Каждая тема раздела
снабжена вопросами семинаров, заданиями для самостоятельной
работы студентов и списком литературы.
Второй раздел «Международные отношения после Второй мировой
войны. Создание биполярного мира» посвящен одной из дискуссионных
тем в исторической науке — соперничеству между
двумя блоками стран, получившему название «холодная война».
Раздел содержит темы, отражающие основные направления соперничества:
региональные конфликты, где сталкивались интересы
противоборствующих государств, гонка вооружений и освоение
космоса, вопросы экономического развития. Каждая тема раздела
снабжена вопросами семинаров, заданиями для самостоятельной
работы студентов и списком литературы.
Третий раздел «Страны Европы и США: вопросы внутренней и
внешней политики и социально-экономических отношений (с
1945 г. по сегодняшний день)» состоит из пяти тем. В центре внимания
находятся ведущие страны Запада (Германия, Франция, Великобритания,
США и государства Восточной Европы), на их примере
раскрываются процессы и события, определившие основные
тренды развития в сферах внутренней и внешней политики, экономики,
социальных отношений, идеологии всего западного общества.
Раздел также снабжен вопросами семинаров, заданиями для самостоятельной
работы студентов и списком литературы.
5
Стр.7