Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Кафедра «Землеустройство, почвоведение и агрохимия» О. А. Лавренникова РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ Кинель РИО СГСХА 2017 54 УДК 631.111. <...> Цель дисциплины «Региональное землеустройство» – способствовать изучению основ противоэрозионной организации территории, создающей территориальную основу для осуществления комплекса противоэрозионных мероприятий. <...> Лабораторные занятия направлены на закрепление лекционного материала и приобретение практических навыков по разработке проектов противоэрозионной организации территории. <...> Студенты должны научиться составлять характеристику природных и экономических условий хозяйства, определять перспективы его развития; составлять карты крутизны склонов, карты категорий эрозионно-опасных земель; проводить расчеты интенсивности смыва и дефляции почв; разрабатывать рекомендации по уточнению специализации и размещению границ землепользований на эрозионно-опасных землях; проектировать систему почвозащитных севооборотов; определять рациональные пути решения задач по предотвращению развития процессов эрозии; обосновывать эффективность комплекса противоэрозионных мероприятий. <...> Ознакомиться с основными формами рельефа, изучить их влияние на развитие эрозионных процессов. <...> Наибольшее влияние на развитие водной эрозии оказывают: крутизна, длина, форма и экспозиция склонов. <...> Смыв почвы начинается при крутизне склона более 1,5-2°. <...> Слабо покатые и покатые склоны уже опасны в эрозионном отношении. <...> Рельеф местности, крутизна её уклона влияют на скорость стекающей воды и возможность её концентрации в определенных направлениях: чем больше уклон местности и больше расчленён рельеф, тем больше скорость <...>
Региональное_землеустройство_рабочая_тетрадь_.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Землеустройство, почвоведение
и агрохимия»
О. А. Лавренникова
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
Рабочая тетрадь для выполнения лабораторных работ
Кинель
РИО СГСХА
2017
54
Стр.1
УДК 631.111. (07)
ББК 40.32. Р
Л-13
Лавренникова, О. А.
Л-13 Региональное землеустройство: рабочая тетрадь / О.А. Лавренникова. –
Кинель : РИО СГСХА, 2017. – 63 с.
В рабочей тетради приведены необходимые пояснительные материалы,
теоретические сведения, задания и расчеты для выполнения лабораторных работ
по дисциплине «Региональное землеустройство».
Рабочая тетрадь предназначена для студентов агрономического
факультета, обучающихся по направлению 21.03.02 Землеустройство и
кадастры.
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2017
© Лавренникова О.А., 2017
2
Стр.2
Предисловие
В целях устойчивого развития и повышения эффективности экономики
Российской Федерации первоочередной задачей организации рационального
использования земель и их охраны является землеустройство.
В различных регионах страны землеустройство имеет существенные особенности
и содержание. Сельскохозяйственное производство в России осуществляется
в основном в неблагоприятных природных условиях. Биологическая
продуктивность земель в целом является низкой, что объясняется их географическим
положением и постепенным ухудшением качественного и мелиоративного
состояния почв.
По данным государственного мониторинга земель практически во всех
субъектах Российской Федерации почвенный покров сельскохозяйственных
угодий, особенно пашни, продолжает деградировать, подвергается процессам
водной и ветровой эрозии. Охрана земель должна проводиться на основе комплексного
подхода к угодьям, как к сложным природным образованиям с учетом
их зональных и региональных особенностей.
Цель дисциплины «Региональное землеустройство» – способствовать
изучению основ противоэрозионной организации территории, создающей
территориальную основу для осуществления комплекса противоэрозионных
мероприятий. Лабораторные занятия направлены на закрепление лекционного
материала и приобретение практических навыков по разработке проектов
противоэрозионной организации территории.
Студенты должны научиться составлять характеристику природных и
экономических условий хозяйства, определять перспективы его развития;
составлять карты крутизны склонов, карты категорий эрозионно-опасных
земель; проводить расчеты интенсивности смыва и дефляции почв;
разрабатывать рекомендации по уточнению специализации и размещению
границ землепользований на эрозионно-опасных землях; проектировать
систему почвозащитных севооборотов; определять рациональные пути решения
задач по предотвращению развития процессов эрозии; обосновывать
эффективность комплекса противоэрозионных мероприятий.
Каждая работа подписывается студентом с указанием даты ее
выполнения. После выполнения каждого практического занятия студент
должен ответить на контрольные вопросы и представить тетрадь
преподавателю для проверки.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
профессиональных (ПК) компетенций (в соответствии с ФГОС ВО):
- способность использовать знания нормативной базы и методик разработки
проектных решений в землеустройстве и кадастрах;
- способность осуществлять мероприятия по реализации проектных решений
по землеустройству и кадастрам;
- способность использовать знания современных методик и технологий
мониторинга земель и недвижимости.
3
Стр.3