Учредитель – Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)»
Журнал является современным научным средством массовой информации в сфере психологической
науки, образования и практики, публикующим материалы исследований теоретического и прикладного
характера отечественных и зарубежных учёных и специалистов многих отраслей психологии и смежных
с ней областей. Журнал представляет собой площадку-форум для своевременного и активного
распространения результатов исследований, расширяющих и углубляющих понимание современных
проблем психологии, предоставляет возможность их обсуждения.
Основной целью журнала является содействие развитию научного потенциала широкого круга учёных
и практиков путём активной поддержки исследователей, своевременного предоставления им возможности
публикации материалов исследований и их продвижения в профессиональном сообществе. Отдельную
задачу журнала составляет информирование российского и зарубежного профессионального сообщества
о состоянии и достижениях психологической науки и практики в Южно-Уральском государственном
университете и партнёрских вузах, организациях и учреждениях.
Редакционная коллегия:
Батурин Н.А., д.пс.н., проф. (гл. редактор);
Беребин М.А., к.м.н., доцент (отв. секретарь);
Грязева-Добшинская В.Г., д.пс.н., проф.;
Солдатова Е.Л., д.пс.н., проф.
Редакционный совет:
Балин В.Д., д.пс.н., проф. (Санкт-Петербург);
Васягина Н.Н., д.пс.н., проф. (Екатеринбург);
Веракса А.Н., д.пс.н., проф., чл.-корр. РАО
(Москва);
Гусев А.Н., д.пс.н., проф. (Москва);
Зинченко Ю.П., д.пс.н., проф., акад. РАО (Москва);
Костромина С.Н., д.пс.н., проф.
(Санкт-Петербург);
Малых С.Б., д.пс.н., проф., акад. РАО
(Москва);
Тхостов А.Ш., д.пс.н., проф. (Москва);
Шмелев А.Г., д.пс.н., проф. (Москва);
Щелкова О.Ю., д.пс.н., проф.
(Санкт-Петербург);
Бертрам Д., проф. (Великобритания);
Браун А., PhD, проф. (Великобритания);
Герчева Г.Т., PhD, д.пс.н., проф. (Болгария);
Шишков Р.С., MD, PhD, DSc (Болгария);
Эйдман Е.В., PhD, проф. (Австралия,
Великобритания)
© Издательский центр ЮУрГУ, 2018
Стр.1
South Ural State University
The journal is a modern scientific media that publishes empirical and theoretical contributions in the areas of
Psychological science, education and practice. It is open to contributions in Russian and English languages written
by scientists and practical psychologists from any country. The journal is a place for timely and active
dissemination of research results that broadens and deepens understanding of contemporary problems of
Psychology, provides an opportunity to discuss them.
The journal aims to promote the development of scientific potential of a wide range of Psychology scientists
and practitioners by actively supporting researchers, giving them the opportunity of timely research publication
and promoting it in the professional community.
Editorial Board:
Baturin N.A., Doctor of Science (Psychology), Professor (editor-in-chief);
Berebin M.A., MD (executive secretary);
Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Doctor of Science (Psychology), Professor;
Soldatova E.L., Doctor of Science (Psychology), Professor
Editorial Council:
Balin V.D., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg);
Vasyagina N.N., Doctor of Science (Psychology), Professor (Ekaterinburg);
Veraksa A.N., Doctor of Science (Psychology), Professor, Corresponding Member of Russian Academy
of Education (Moscow);
Gusev A.N., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Zinchenko Yu.P., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician of Russian Academy
of Education (Moscow);
Kostromina S.N., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg);
Malyh S.B., Doctor of Science (Psychology), Professor, Academician of Russian Academy of Education
(Moscow);
Tkhostov A.Sh., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shmelyov A.G., Doctor of Science (Psychology), Professor (Moscow);
Shchelkova O.Yu., Doctor of Science (Psychology), Professor (St. Petersburg);
Bartram D., Professor (Great Britain);
Brawn A., PhD; Professor in the University of Cambridge (Cambridge, Great Britain);
Gercheva G.T., PhD, Doctor of Science (Psychology), Professor (Bulgaria);
Shishkov R.S., MD, PhD, ScD, Professor (Bulgaria);
Eydman E.V., PhD (Australia, Great Britain)
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Общая психология, психология личности, история психологии
СУГОНЯЕВ К.В., РАДЧЕНКО Ю.И. «Закон уменьшения отдачи» Спирмена: исследование
на масштабных российских выборках ............................................................................................ 5
Медицинская (клиническая) психология
БУРЛАКОВА Н.С., ОЛЕШКЕВИЧ В.И. Возможности применения культурно-исторического
подхода к пониманию и исследованию развития ребенка с общим недоразвитием речи ............ 22
АСТАЕВА А.В., СОЛЯННИКОВА Н.С. Классификации современных зарубежных методик
детской нейропсихологии в контексте психометрического подхода в психодиагностике
детей ................................................................................................................................................... 33
Социальная психология
МИХАЙЛОВА Н.М. Субъективное переживание одиночества и эмоции, испытываемые представителями
этнического меньшинства в инкультурной среде ..................................................... 51
ЦОЙ ГУНВОН. Социальный капитал и адаптация южнокорейских мигрантов в России ........... 58
Педагогическая психология, психология развития и акмеология
АХМЕТЗЯНОВА А.И., АРТЕМЬЕВА Т.В. Моделирование прогностической компетентности
как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием ........................... 68
Библиографический обзор
МИХАЙЛОВА А.П., ЧЕНЧЕНКО Д.В., ШТРАХОВА А.В. Микробиотический фактор, здоровье
и стресс-индуцированные психические расстройства ....................................................... 75
Краткие сообщения
МЕДЯНИК О.В. Фактор экономической безопасности личности в регулировании инвестиционного
поведения граждан ........................................................................................................... 88
СУРОЕДОВА Е.А. Взаимосвязь морально-этической ответственности как смыслообразующего
элемента профессиональной деятельности с симптомами эмоционального выгорания
у медицинских работников .............................................................................................................. 97
КЛИБСОН С.К., ГУЛОРДАВА М.Д., КОРОТКОВА И.С. Уровень алекситимии
у дерматологических больных ......................................................................................................... 106
РЯЗАНОВА А.Ю., ВАЖЕНИНА Т.Т. Сложности психолого-психиатрической экспертной
квалификации психического состояния несовершеннолетних, покончивших жизнь
самоубийством .................................................................................................................................. 112
ПЕРМЕНОВА Д.С. Взаимосвязь речевого поведения и социального интеллекта в ситуациях
общения младших школьников с задержкой психического развития ......................................... 120
Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».
2018. Т. 11, № 1
3
Стр.3
CONTENTS
Methodological and Theoretical Issues of Psychology
SUGONYAEV K.V., RADCHENKO Yu.I. Spearman’s Law of Diminishing Returns:
Investigation on Large-Scales Russian Samples .................................................................................... 5
Medical (Clinical) Psychology
BURLAKOVA N.S., OLESHKEVICH V.I. Opportunities of Applying Cultural-Historical Approach
to Understanding and Researching Children with Speech Disorders ..................................... 22
ASTAEVA A.V., SOLIANNIKOVA N.S. Classification of Modern Foreign Methods of Pediatric
Neuropsychology in the Context of the Psychometric Approach in the Psychodiagnosis of Children
....................................................................................................................................................... 33
Social Psychology
MIKHAILOVA N.V. Subjective Experience of Loneliness and Emotion, Experienced by Representatives
of the Ethnic Minority in the Incultural Environment ........................................................ 51
CHOI KEUNWON. Social Capital and Adaptation of South Korea Migrants in Russia ................... 58
Educational Psychology, Psychology of the Development, Acmeology
AKHMETZYANOVA A.I., ARTEMYEVA T.V. Modeling of Prognostic Competence
as a Resource of Socialization of a Junior Schoolchild with Deficit Development ............................ 68
Bibliographic Review
MIKHAYLOVA A.P., CHENCHENKO D.V., SHTRAKHOVA A.V. Microbiotic Factor, Health
and Stress-Induced Mental Disorders ................................................................................................. 75
Brief Reports
MEDYANIK O.V. Factor of Economic Security of Person in Regulation of Citizen’s Investment
Behavior .................................................................................................................................................... 88
SUROEDOVA E.A. The Relationship of Moral and Ethical Responsibility as Meaning-Making
Element of Professional Activity with the Symptoms of Emotional Burnout among Health
Workers ..................................................................................................................................................... 97
KLIBSON S.K., GULORDAVA M.D., KOROTKOVA I.S. Alexithymia Level in Different
Dermatologic Patients .............................................................................................................................. 106
RYAZANOVA A.Yu., VAZHENINA T.T. Complexities of Psychological and Psychiatric
Expertise of Mental State of Teenagers Committed Suicide ................................................................. 112
PERMENOVA D.S. Interrelation of Speech Behavior and Social Intelligence in Situations of
Communication of Younger Schoolchildren with a Delay in Mental Development . .......................... 120
4
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology.
2018, vol. 11, no. 1
Стр.4