Наблюдению в исследовательской деятельности надо учить (практика работы на основе использования фотографии) Дендебер Игорь Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, тьютор МБОУ Школа № 34 городского округа г. Воронеж Полагаю, никто не станет возражать против высказывания, что любое исследование, любое познание окружающего мира начинается с процесса наблюдения, с необходимости созерцать и видеть происходящее. <...> Принимая за основу данную аксиому, можно предположить, что для проведения исследования должны быть сформированы эти умения. <...> Из чего складывается процесс наблюдения и как он протекает? <...> Восприятие одного и того же явления приводит к одним и тем же ассоциациям, или наблюдая за одним и тем же событием из одной и той же точки, разные люди видят разное. <...> Конечно, в созерцании объективной реальности, её оценке и интерпретации многое зависит от мировоззрения конкретного человека, его опыта и многого другого. <...> Отдельно взятый вопрос — организация процесса познания, а тем более — исследовательской деятельности в школе. <...> Напрашивается вывод: для того, чтобы в процессе наблюдения одного и того же явления наблюдающие за ним видели одно и то же (а может, и разное — в зависимости от поставленной цели), умению смотреть и видеть надо учить. <...> То есть организовывать такую среду, где ребёнок, созерцая, учится наблюдать, анализировать и сравнивать, обобщать увиденное в единую структурную единицу. <...> Наше предложение — обучать, используя фотоаппарат и его составляющие, используя продукт фотографического процесса — фотографию. <...> И на основе процесса созерцания фотографии ребёнок обретает умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать представляемое изображение. <...> Учится на её основе открывать для себя окружающий мир, делать — пусть маленькие, — но личностно значимые открытия. <...> Но, говоря о фотографии как о структурной единице организации процесса познания человека, первоначально обратимся к живописи <...>