76 Высшее образование в России • № 4, 2017 ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ (по страницам книги Марты Нуссбаум) КАРЕЛИН Владислав Михайлович – канд. филос. наук, доцент. <...> Основой для критического мышления представляется «сократическое мышление», и оно же является фундаментом для развития современной демократии. <...> Показана неприменимость соответствующих концептов к условиям современного общества, что позволяет сделать вывод об утопичности проекта. <...> Ключевые слова: гуманитарные науки, гуманитарное образование, демократия, критическое мышление, сократическое мышление, Марта Нуссбаум Для цитирования: Карелин В.М. <...> Гуманитарное образование и демократическая утопия (по страницам книги Марты Нуссбаум) // Высшее образование в России. <...> В 2010 г. британский философ Терри Иглтон в заметке «Смерть университетов» в The Guardian пошутил, что как не может быть паба без алкоголя, так не может быть и университета без гуманитарных дисциплин [1]. <...> В том же 2010 г. против изменений образования в сторону экономизации и дегу Высшее образование: критический дискурс манитаризации выступила американский философ Марта Нуссбаум в книге «Не ради прибыли: зачем демократии нужны гуманитарные науки». <...> В этом смысле типично суждение Владислава Мартынова, генерального директора компании по производству высокотехнологичной электроники «Yota Devices»: «Именно живая и постоянная связь с бизнесом – отличительная черта современного высшего образования. <...> То, что именуется гуманитарными науками, Мартой Нуссбаум поставлено на привилегированную позицию по отношению к прочим дисциплинам, не несущим «безусловно человеческого» содержания и нацеленным на решение прикладных задач и изучение фундаментальных аспектов природы. <...> Высшее образование: критический дискурс ность мысли отмечает только направление к выходу из кризиса, но далеко не служит решением проблем. <...> Критическое мышление в своей основе опирается на рациональность <...>