36 Высшее образование в России • № 2, 2017 О ПРЕСТИЖЕ ПРОФЕССИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ», УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ И УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ СЕНАШЕНКО Василий Савельевич – др физмат. наук, проф. <...> В работе обсуждается проблема падения престижа профессии «пре подаватель высшей школы», ученых степеней и ученых званий. <...> Выявлены основные причины понижения престижа ключевых составляющих качества образовательной среды высшей школы. <...> Отмечается медленное повышение социального статуса педа гогических и научных работников образовательных и исследовательских организа ций. <...> Особо подчеркивается повышение сложности и увеличение многообразия видов деятельности преподавателя высшей школы. <...> Ключевые слова: профессия «преподаватель высшей школы», ученая степень, уче ное звание, академические свободы, эффективный контракт, учебная нагрузка пре подавателя, аспирантура, научноквалификационная работа Для цитирования: Сенашенко В.С. <...> Низкая востребованность государ ством сущностной составляющей педагоги ческого и научного труда, его низкая опла та привели к падению престижа этих видов профессиональной деятельности. <...> В условиях непрекращающейся образо вательной реформы, когда меняется струк тура образовательных приоритетов и, со ответственно, ментальность работников сферы образования, каждый работник выс шей школы попрежнему стремится повы шать эффективность работы по всем на правлениям своей профессиональной дея тельности. <...> При этом за бывается о том, что согласно ФЗ «Об обра зовании в Российской Федерации», «обра зование – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющий ся общественно значимым благом», а пре подаватель играет особую роль в учебном процессе и обладает особым статусом пе Высшее образование: критический дискурс дагога. <...> Именно поэтому первостепен ной задачей высшей школы всегда было создание академической среды, способ ствующей <...>