Вс мы учимся стратегіи, главнымъ образомъ, на походахъ Наполеона I, которые являются наибол е полными выразителями этого искусства, классическими его произведеніями. <...> Изм нились самые взгляды на войну, техника сд лала громадные усп хи, создались массовыя арміи и по м р появленія этихъ новыхъ факторовъ въ Наполеоновской стратегіи посл довательно д лались разныя изм ненія. <...> Въ высшей степени важно собрать изсл дованіе вс хъ этихъ изм неній въ одномъ ц льномъ очерк для того, чтобы, изучая кампаніи Наполеоновской эпохи, знать какіе изъ пріемовъ того времени прим нимы теперь и что составляетъ уже достояніе исторіи, хотя и очень поучителъное, какъ всякое проявленіе челов ческаго генія, но т мъ не мен е неосуществимое на практик при современныхъ условіяхъ. <...> Съ другой стороны желаіельно выяснить, какъ повліяли вс эти изм ненія, создавшія совершенно новую стратегическую обстановку, на самый характеръ стратегіи. <...> Иначе говоря: представляетъ ли современная стратегія, по сравненію съ Наполеоновской, высшую ступень искусства, или въ этомъ отношеніи она сд лала шагъ назадъ? <...> Этого вполн объективнаго, научнаго метода я держался какъ относительно прим ровъ Наполеоновской эпохи, такъ и при изсл дованіи событій ФранкоПрусской войны, по поводу которой мн нія нашей военной литературы такъ р зко разд ляются на два враждебныхъ лагеря. <...> - . Представляя изъ себя дв крайности, оба эти мн нія, на мой взглядъ, одинаково нев рны. <...> Франко-Прусская война, ни въ коемъ случа , не <...>
Стратегия_в_эпоху_Наполеона_I_и_в_наше_время.pdf
МАРТбіПОВ
С- ТРАТЕГ у }
\%к
Стр.1
СТРАТЕШ
въ ЭПОХУ НАПОЛЕОНА 1
и
в ъ ъіж ш ж: :в ь» Е: зд яг.
Генеральнаго Штаба Капитанъ Шартыиовъ.
• • •.
Издано при пособіи Военно-Ученаго Комитета Главнаго Штаба.
•^f'
С.-ПЕТЕРБУРГЪ..
Военная Типографія (въ здаиіл Главнаю Штаба).
1894.
Стр.2
СТРАТЕГШ
въ ЭПОХУ НАПОЛЕОНА I
и
:в ъ Ъ£Л^ ш Е: ПВ Ь» Е ВІ ^Т.
Генерадьнаго Штаба Капитанъ Шаршыновъ.
Издано при пособіи Военно-Ученаго Комитета Главнаго Штаба.
жС.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Воениая
Типографія (въ зданіп Г.іаіінаго ПІтаба).
1894.
Стр.3
—^ій^БИБЖОТЕКА
Ген
ралъ-Лейт нанта | ^
А, Н. КУРОПАТКИНА.
•»•«
«-т.
і*^ -
E
Стр.4
БИБЛІОТЕЕА
А. Ж.
ІУРОПАТКаНА.І
ПРЕДИСЛОВІЕ.
Вс мы учимся стратегіи, главнымъ образомъ, на походахъ
Наполеона I, которые являются наибол е полными
выразителями этого искусства, классическими его произведеніями.
Но со времени этихъ походовъ прошло уже
почти ц лое стол тіе и за этотъ долгій періодъ многое
изм нилось. Изм нились самые взгляды на войну, техника
сд лала громадные усп хи, создались массовыя арміи
и по м р появленія этихъ новыхъ факторовъ въ Наполеоновской
стратегіи посл довательно д лались разныя
изм ненія.
Въ высшей степени важно собрать изсл дованіе вс хъ
этихъ изм неній въ одномъ ц льномъ очерк для того,
чтобы, изучая кампаніи Наполеоновской эпохи, знать какіе
изъ пріемовъ того времени прим нимы теперь и что
составляетъ уже достояніе исторіи, хотя и очень поучителъное,
какъ всякое проявленіе челов ческаго генія, но
т мъ не мен е неосуществимое на практик при современныхъ
условіяхъ.
Съ другой стороны желаіельно выяснить, какъ повліяли
вс эти изм ненія, создавшія совершенно новую
стратегическую обстановку, на самый характеръ стратегіи.
Посл дняя, какъ и воядое искусство, стремится къ осуществленію
на практик изв стнаго неизм ннаго идеала ');
1
} Этотъ идеалъ заключается въ сл дующемъ: «Стратешческал
операція должна отличатъсл преобладаніемъ разсчета шдъ случайностями;
бна должна составлять н что ц льное, закпнченное; вс отд лъные
маневрш и бои, на которые она распадается, должны находитъся
въ самой т сной, лоіической свлзи междг/ собою, представлять посл довашельное
развитіе одной основной идеи».
Стр.5