Философские науки – 8/2013 ЧЕЛОВЕК В МУЛЬТИВЕРСУМЕ Философия средообразования БЫТЬВНЕСООБЩЕСТВА КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ГЛУБИННОЙ ЭКОЛОГИИ (Коммунитарные аспекты в американских экологических исследованиях 1980 – 2000х гг.) <...> * Т.В. ВАЙЗЕР Глубинная экология – новое и почти не изведанное для российского читателя направление. <...> От классической экологии как науки о закономерностях окружающей среды глубинная экология отличается тем, что через философскую концептуализацию позволяет связать с экологией самые разные сферы жизни и области знания: социальное бытие человека, религию, интерсубъективную этику, аргументативную логику, индустриальную политику, психологию и психотерапию, гендер и т.д. <...> Это понятие впервые ввел норвежский философ Арнэ Нэсс в 1973 г., подразумевая, что экология не является только наукой об окружающей среде, но охватывает в целом все социальное и духовное бытие человека, указывает на глубокую внутреннюю связь человека со всем, что происходит на Земле1 . <...> Основные направления американской критики, которые появились в рамках глубинной экологии с 1980 по 2000е гг., можно условно разделить на следующие группы: экофеминизм (критика патриархальных и маскулинных установок современного общества); логикопрагматическая традиция коммуникативной этики (попытка решить вопросы взаимопонимания среди экологов и между экологами, правительством и представителями индустрии и бизнеса средствами коммуникативной теории Ю. <...> Хабермаса); критика антропоцентризма (и его синонимов – экологического расизма, шовинизма, спиесизма) и эпистемологическая критика жесткого иерархического различения антропоморфных и неантропоморфных существ; экологическая аксиология – ценности и ценностные системы в экологической перспективе (антропоцентризм, биоцентризм, экоцентризм); * Работа выполнена в рамках проекта НИР философско-социологического факультета РАНХиГС «Современные теоретико-методологические <...>