Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Человек  / №2 2017

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ УТОПИЯ: ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА-ОРГАНИЗМА (200,00 руб.)

0   0
Первый авторХачатурян Валерия Марленовна
Страниц15
ID601077
АннотацияХачатурян В.М. Утопии эпохи постмодерна: метаморфозы идеи человечества-организма Статья посвящена древней идее о человечестве как едином органическом целом, которая стала одним из широко известных проектов будущего глобального общества начиная с 70-х годов ХХ века. Анализ истории развития этой идеи показывает движение от мистицизма О. Конта и П. Тейяра де Шардена к научно обоснованной теории, связанной с кибернетикой, глобальным эволюционизмом, социологией, эволюционной биологией и т.д. В наши дни эта теория представлена двумя основными версиями. Кибернетические философы утверждают, что дальнейшая эволюция общества будет сопровождаться появлением “глобального мозга” — разумной мировой компьютерной сети, способной думать, учиться и принимать решения, интегрированной с индивидами в единый глобальный суперорганизм. Альтернативный путь достижения более высокого уровня интеграции предлагает концепция интегрального общества. Ее автор, каббалист М. Лайтман, ставит акцент на особых социальных отношениях, основанных на интегральном сознании — форме коллективного сознания, возникающего, когда индивиды настроены друг на друга и могут чувствовать, думать и действовать как одно целое. Будущее обеих концепций остается неясным Несмотря на научную аргументацию, они во многих аспектах весьма сходны с неомифом. Кроме того, остается открытой проблема “пространства” свободы индивида в глобальном суперорганизме.
Хачатурян, В.М. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ УТОПИЯ: ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА-ОРГАНИЗМА / В.М. Хачатурян // Человек .— 2017 .— №2 .— С. 95-109 .— URL: https://rucont.ru/efd/601077 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ УТОПИЯ: ИДЕИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВАОРГАНИЗМА © 2017 В.М. Хачатурян Научные и “вненаучные” проекты будущего Транзитивная эпоха с ее быстрыми и фундаментальными изме нениями во всех сферах жизни всегда требует новых “боль ших” идей и социальных проектов, новых идеальнотипичес ких моделей будущего. <...> Толерантность, установка на ди алоговые отношения, глобальное сознание, формирующееся за счет причастности каждого к глобальным институтам признают ся главными отличительными чертами общества нового типа. <...> Валлерстайн), жестко управляемого глобальным правительством и глобальной эли ЧЕЛОВЕК 2/2017 Хачатурян Валерия Марленовна— доктор культуроло гии. <...> 8,12] Для нас здесь важно, что Нью Эйдж в самих своих установ ках ориентировано именно на будущее — на “новую Эру” (Эру Водолея). <...> Но, несмотря на столь ярко выраженную футуроло гическую составляющую, концепции Нью Эйдж, при всей их внешней экзотичности, далеко не всегда могут похвастать ин новационностью и оригинальностью. <...> Фергюсон в своем бестселлере “Заговор Водо лея”, ставшим программным произведением Нью Эйдж. <...> Идея человечествасуперорганизма: от мистики к “кибернетической философии” На фоне описанных выше проектов гораздо более перспек тивной выглядит уходящая корнями в глубокую древность идея глобального общества как суперорганизма, соединяющего в одно целое миллиарды “клеток”индивидов. <...> К тому же в наши дни идея человечествасуперорганизма заня ла весьма своебразное место на стыке науки и “вненауки”, спо радически проникая в научный дискурс и имея, соответствен но, множество вариаций. <...> Поэтому не случайно, что идея человечестваорганизма ЧЕЛОВЕК 2/2017 нашла отражение и в социологии: она явилась вершиной “по зитивной философии” ее основоположника О. <...> Предчувствуя усиление этого процесса, именуемого ныне глобализацией, Тейяр де Шарден сумел выявить главную его особенность — глобальную взаимозависимость <...>