УМеНьшеНИе СТОИМОСТИ БУРеНИя СКВАжИН ЗА СчеТ ОПТИМИЗАцИИ РАЗМеРОВ КНБК ЛИТЕРАТУРА (окончание) 6. <...> // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. <...> УДК 622.243 Уменьшение стоимости бурения скважин за счет оптимизации размеров КНБК Ю.Г. Буримов – консультант (ООО «Ай Ди Эс Дриллинг») Из литературных источников [1, 2 и др.] и промысловой практики известно об искривлении ствола и формировании уступов в стенке скважины при бурении в интервалах чередования по тв¸рдости горных пород. <...> Основными причинами искривления ствола скважины являются: пространственные перемещения долота под воздействием сил реакции забоя, возникающих при контакте долота с наклонно залегающими пластами горных пород различной тв¸рдости; отсутствие баланса масс КНБК; несоответствие резьбовых соединений в элементах КНБК; отсутствие общепринятого и надежного критерия, определяющего соотношение диаметров долота, наддолотного элемента и обсадной колонны. <...> Это подтверждается примерами сравнения величин каверн, сформированных при бурении пилотных стволов с размерами после их расширения до требуемого диаметра, долотом или пилотным расширителем. <...> Ограничением бокового перемещения долота служит нижняя часть компоновки низа бурильной колонны (КНБК), которая называется направляющим участком, и включает УБТ, ГЗД, соединительный переводник и т.п. <...> Исследованиями Панченко Г.Г., Измайлова Л.Б. и др. также установлено, что диаметр прохода в стволе с локальными искривлениями (уступами), названный эффективным диаметром (ДЭФ определяется полусуммой диаметров долота (ДД жайшего к нему элемента КНБК, например УБТ (ДУБТ 13, 14]. <...> В общем случае требуемая величина ДЭФ ), ) и бли) [3, 4, должна превышать диаметр муфты обсадной колонны, которая должна быть гарантированно спущена в ствол скважины, 28 Научно-технический журнал Инженер-нефтяник #1’2017 УМеНьшеНИе СТОИМОСТИ БУРеНИя СКВАжИН ЗА СчеТ ОПТИМИЗАцИИ РАЗМеРОВ КНБК с запасом 5-10 мм на допустимый <...>