Главы из воспоминаний Ильи Петровича Яркова, самарского толстовца, журналиста. <...> А главное -- поразила и до
глубины души взволновала неслыханно острая (для тогдашнего меня) постановка Толстым многих
вопросов об отношении к Христу (к личности человека Иисуса Христа), к церкви, к ветхозаветному
библейскому "закону божию" с его обычным, господствующим в людских нравах и до сих пор "правом"
или законом возмездия:
"Око за око" и "зуб за зуб". <...> Толстой с неопровержимой для меня ясностью и убедительностью показал мне, что вся глубокая
сущность Христова учения, весь смысл и очарование Евангелия, как подлинно "благой вести", вся
специальная -- и историческая и социальная -- миссия Иисуса, как учителя и проповедника, сводится
вовсе не к тому, чтобы принести в мир новое метафизическое учение на смену предыдущим, а к тому,
чтобы принести в мир действительно новое, неслыханное до этого этическое учение. <...> И когда мы читаем (читали) Евангелие, нас, в сущности, поражает и
волнует совсем не то, что обычно зовется метафизикой Христова учения, и не пресловутые его "чудеса", -нет, нас поражает и глубочайшим образом хватает за сердце именно эта неслыханная, "не наша", не
здешняя какая-то мораль Христова учения. <...> Со всем жаром, со всей страстью и пылом юности накинулся я на писания Толстого, как на
некоторое новое откровение для моего духа. <...> И это углубленное, прилежное чтение многих его
"философских" произведений дало мне полную возможность воочию убедиться, что -- "не только свету,
что из окошка", то есть что быть верующим (в Бога) -- это совсем не однозначно -- быть православным
или католиком; наоборот, ничто так не способствовало искажению и затемнению основного смысла
Христова учения, ничто не уводило людей так далеко от Христа, как именно -- ортодоксальные,
исторически сложившиеся л ж е религии (католицизм, православие и проч.) <...>
Моя_жизнь.pdf
Главы из воспоминаний Ильи Петровича Яркова, самарского толстовца, журналиста.
Самиздат.
Воспоминания нигде не опубликованы, но были использованы в книгах М.Поповского и
А.Эткинда.
И. П. ЯРКОВ
(Куйбышев)
МОЯ Ж И 3 Н Ь
Автобиография
Часть 3-а:
С Т А Н О В Л Ю С Ь
"Т О Л С Т О В Ц Е М"
72 страниц машинописного текста
на бумаге стандартного формата,
на одной стороне листа.
Куйбышев, 1978
Часть 3-а.
СТАНОВЛЮСЬ
"ТОЛСТОВЦЕМ".
ТОЛСТОЙ
Совершенно случайно... Да правда ли, что бывают в жизни случайности? "Кто ищет, тот всегда
найдет". Разве не знает каждый из нас, что "на ловца и зверь бежит", что "подобное познается подобным"?
Подобное, глубоко и недвусмысленно подобное моему внутреннему миру, моим поискам и
запросам обрел я, когда -- совершенно случайно -- попалась мне в руки книга Л. Н. Толстого -- "В чем моя
вера?" И эта книга решила мою судьбу. Поразили и глубоко пленили и общность исканий -- его,
прославленного писателя, и моих лично... Что такое я был перед ним? Поразила
и близость отношения к православию, как к сообща отвергнутой вере отцов. А главное -- поразила и до
глубины души взволновала неслыханно острая (для тогдашнего меня) постановка Толстым многих
вопросов об отношении к Христу (к личности человека Иисуса Христа), к церкви, к ветхозаветному
библейскому "закону божию" с его обычным, господствующим в людских нравах и до сих пор "правом"
или законом возмездия:
"Око за око" и "зуб за зуб". Более чем вероятно, что подсознательно я много раньше, еще до
происшедшего со мною духовного или религиозного "переворота", отвращался от этого грубого закона
борьбы и насилия, которым живет человечество. Еще и тогда мое сердце, все мое "я" не могло "вместить"
этого закона, глубочайшая сущность которого хорошо выражается словом "в морду":
-- А ты бы ей в морду... *)
*) Не только взрослые -- дети, и те в наши дни прониклись этой гадкой психологией "реванша":
щипок за щипок. "Да, она меня тоже ущипнула".
Стр.1