Если ж приходится приписать часть причинъ долгой и упорной обособлен
ности западной окраины, я разум ю пространство, населяемое ла
тышами и эстами, географическому и этнографическому я поло-
женію, но безспорно главн йшихъ причинъ этого явленія сл ду тъ искать, во первыхъ, въ отсутствіи ц лесообразной политики въ этой окраин , во вторыхъ, въ упорномъ отстаиваніи своей само
бытности, такъ называемыми, балтійскими культуртрегерами. <...> Остав
ляя зд сь въ сторон вопросъ о причинахъ нов йшихъ перес леній эстовъ и латышей въ сос днія и отдал нныя губерніи русской имперіи,—переселеній, принимающихъ все бол е и бол е обширные разм ры, несмотря на то, что, по всеобщему ув ренію лифляндскихъ господъ, окраина эта въ экономическомъ отяошеніи далеко опередила остальныя части имперіи и не оставляетъ желать ничего лучшаго, я обращу въ настоящей стать вниманіе читателей глав-
нымъ образомъ на религіозное положеніе новопоселенц въ. <...> Нельзя не подивиться тому грустному обстоятельству, что невидимому миссіон рская и культивирующая д ятельность въ этой окраин русской православной церкви идетъ регрессивнымъ путемъ. <...> Въ давнопрошедшія времена, когда германскіе пришельцы—колонисты впервые положили зд сь прочное основаніе католичеству, туземцы бол е были знакомы съ православіемъ. <...> И только въ 16 в., благодаря миссіонерской д ятельности Псково-печерскаго монастыря, значительная часть туземцевъ вновь была возвращена въ лоно православной церкви; это впроч мъ совершилось всетаки въ пред лахъ тогдашнихъ русскихъ влад ній. <...> Впроч мъ, объ этомъ над юсь поговорить подробн е другой разъ. <...> Тед рь же обращусь, къ раскрыт <...>
Латыши_и_эсты-переселенцы_Псковской_губернии.pdf
Изъ окраинь обпшрнаго русскаго государства западная трудн
е всего поддается русскому вліянію, не говоря уже о ея слитіи
иіи ассиіиляціи съ общ государств ннымъ организмомъ. Если ж
приходится приписать часть причинъ долгой и упорной обособленности
западной окраины, я разум ю пространство, населяемое латышами
и эстами, географическому и этнографическому я положенію,
но безспорно главн йшихъ причинъ этого явленія сл ду тъ
искать, во первыхъ, въ отсутствіи ц лесообразной политики въ
этой окраин , во вторыхъ, въ упорномъ отстаиваніи своей самобытности,
такъ называемыми, балтійскими культуртрегерами. Оставляя
зд сь въ сторон вопросъ о причинахъ нов йшихъ перес леній
эстовъ и латышей въ сос днія и отдал нныя губерніи русской
имперіи,—переселеній, принимающихъ все бол е и бол е обширные
разм ры, несмотря на то, что, по всеобщему ув ренію лифляндскихъ
господъ, окраина эта въ экономическомъ отяошеніи далеко
опередила остальныя части имперіи и не оставляетъ желать ничего
лучшаго, я обращу въ настоящей стать вниманіе читателей главнымъ
образомъ на религіозное положеніе новопоселенц въ. Поразительное
явлені представляется нашимъ тлазамъ, когда мы взглянемъ
и на давно прошедшее этой окраины и сопоставямъ его съ
ближайшимъ настоящимъ. Нельзя не подивиться тому грустному
обстоятельству, что невидимому миссіон рская и культивирующая
д ятельность въ этой окраин русской православной церкви идетъ
регрессивнымъ путемъ. Въ давнопрошедшія времена, когда германскіе
пришельцы—колонисты впервые положили зд сь прочное основаніе
католичеству, туземцы бол е были знакомы съ православіемъ.
і
Стр.1
— 2 —
Съ т гь иоръ, уступая могучей сяд своихъ покорителей—н мдевъ,
у нихъ была отнята возможность бмзкаго соприкосновенія к
знакомства съ р лигіей своиіъ восточныхъ сос дей. И только въ
16 в., благодаря миссіонерской д ятельности Псково-печерскаго
монастыря, значительная часть туземцевъ вновь была возвращена
въ лоно православной церкви; это впроч мъ совершилось всетаки
въ пред лахъ тогдашнихъ русскихъ влад ній. Однако въ 50-хъ
годахъ настоящаго стол тія православная -церковь простерла свои
влад нія далеко въ цред лысамоі окраины. Но увы! она не могла
воспользоваться своимъ пріобр теніемъ и въ короткое время влад
нія ея если и не сд лались номинальными, то но крайней м р
сократились до весьма малыхъ разм ровъ. Впроч мъ, объ этомъ
над юсь поговорить подробн е другой разъ. Тед рь же обращусь,
къ раскрытію того, какъ въ нов йш е время исполня тъ свое миссіонерское
призвані православная церковь въ своихъ собственныхъ
влад ніяхъ близъ этой окраины. Еакъ въ 60-хъ годахъ она была
призвана просв щать лифляндскихъ туземцевъ на м стахъ ихъ
древнихъ поселеній, такъ въ самое посл днее время ей суждено
играть ту же роль въ собственныхъ исконныхъ влад ніяхъ, именно
среди переселенц въ псковской губерніи—латышей и эстовъ. Нужно
бы повидимому ожидать, что деятельность ея на этомъ поприщ
должна быть особенно усп шна и плодотворна. Можно бы также
думать, что взаимное знакомство должно быть гораздо поін е и
ближе, ч мъ это было въ древн йшія времеЬа. Еъ сожал нію въ
д йствительности не оказывается ни того, ни другого, йсторія
какъ будто присудила н когда славному пригороду Великаго Новгорода
и грозному защитнику Руси отъ вторженія въ нее своеобразной
балгійскоі культуры опуститься на ступень пассивнаго зрителя
вторженія въ его пред лы чуждыхъ для него формъ западной
культуры, я разум ю зд сь лютеранство съ н мецкимъ языкомъ и
образовані мъ.
Причины выселенія изъ Іифіяндіи существовали давно у коренныхъ
жителей ея, но они, хотя и освобожденные номинально
изъ кр постной зависимости, въ д йетвитеіьности и посл освобожденія
были строго прикр плены къ стран . Поэтому когда имъ
Стр.2
— 3 —
въ 60-хъ годахъ было разр ж но выселяться, то они потянулись
сперва въ сос днія губерніи псковскую и с,-петербургскую, а
потомъ и въ самые отдаленные края имперіи. П ресел нія особенно
усилились посл 61 года, когда на Руси совершилось освобожденіе
кр стьянъ. Пересел ні происходило безразлично, независимо
отъ в роиспов данія; можно утверждать, что въ процецтноиъ отношеніи
выселялось бол е православныхъ, такъ какъ. они составляли
и составляютъ б дн йшій классъ народа, но сравнительно
количество переселенц въ лютеранъ значительно бол е л реселенцевъ
православныхъ, потому что въ процентномъ отношеніи ихъ
бол . Если на родин положені т хъ и другихъ въ религіозномъ
отнош ніи почти одно и то же, то этого однако нельзя сказать
относительно перес ленц въ. На первый взглядъ всякій можетъ
подумать, что православный п р с л нецъ относительно возможности
удовлетворенія своихъ р лигіозныхъ потребностей находится въ гораздо
бол выгодномъ полож ніи, такъ какъ православныхъ церквей
достаточно на новыхъ м стахъ поселеній, между т мъ какъ лютеранскія
встр чаются только въ н которыхъ городахъ. Но на сажомъ
д л полож ні лютеранъ въ этомъ отношеніи гораздо выгодн
. Д ло въ томъ, что о существованш въ изв стномъ приход
православныхъ обыкновенно никто и не подозр ва тъ, пока
они сами не дадутъ о себ знать. Лютеране же по пер с леніи
находятъ уже готовыми молитвенные дома или шріодически въ
изв стны сроки им ютъ возможность слушать свое богослуж ніе
на родномъ язык и удовлетворить другія религіозныя потребности.
Впроч мъ, мн могутъ возразить, что, при близости православныхъ
церквей и духовенства, православные эсты всегда легко могутъ
удовлетворить религіозныя потребности. На это скажу, что на самомъ
д л они р дко за требами обращаются къ м стному православному
духовенству* Несомв нно, что сопряженная съ этимъ
матеріальныя издержки и н пониманіе богослуж нія и русской р чи,
чего въ Лифляндіи у нихъ не было, служатъ однимъ изъ самыхъ
с рь зныхъ мотивовъ, заставляющихъ ихъ чуждаться православнаго
духовенства. Еакъ бы то ни было, но фактъ на лицо, что для
удовлетвор нія церковныхъ требъ, они по большей части обраща
Стр.3