Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки  / № 2 2017

Русская революция и ее религиозно-исторический смысл в полемике церковных и внецерковных реформаторов начала XX века (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГоловушкин Дмитрий Александрович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц7
ID596757
АннотацияВ статье раскрывается содержание дискуссии церковных и внецерковных реформаторов начала XX века по вопросу религиозно-исторического смысла русской революции. Представители «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов и др.) рассматривали социальную революцию как преддверие религиозной революции, а также как «конкурентный религиозный дискурс», способный вытеснить и сокрушить господствующую религию – самодержавие («святыня против святыни»). Сторонники реформации и «христианской общественности» (С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий и др.) не наделяли революцию буквальным религиозным смыслом, однако считали, что она является неотъемлемым этапом в «богочеловеческом процессе» и может служить средством достижения высших религиозных целей – отделения церкви от государства, религиозного возрождения и построения государства «свободной теократии» (В.С. Соловьев). Несмотря на то, что эта дискуссия к 1910–1911 годам фактически зашла в тупик (ни тот, ни другой лагерь не смог ответить на вопросы, как христианизировать эту социальную стихию и как осуществить данный религиозно-социальный переворот), она оказала огромное влияние на идейное развитие обновленческого движения в русском православии первой четверти XX века, а также на последующую оценку русской религиозно-философской мыслью революционного движения в стране. Еще до событий 1917 года дискуссия вышла на уровень предчувствия и понимания неизбежности прихода вместе с социальной революцией «новой религии», которая будет новой проекцией/легитимацией происходящих социокультурных перемен.
Головушкин, Д.А. Русская революция и ее религиозно-исторический смысл в полемике церковных и внецерковных реформаторов начала XX века / Д.А. Головушкин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 2 .— С. 23-29 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.2.23 .— URL: https://rucont.ru/efd/596757 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская революция и ее религиозно-исторический смысл в полемике. <...> 08:261.7+172.3 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.2.23 ГОЛОВУШКИН Дмитрий Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета им. <...> Автор 60 научных публикаций, в т. ч. двух монографий* РУССКАЯ РЕВОЛЮцИЯ И ЕЕ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ В ПОЛЕМИКЕ цЕРКОВНЫХ И ВНЕцЕРКОВНЫХ РЕфОРМАТОРОВ НАЧАЛА XX века В статье раскрывается содержание дискуссии церковных и внецерковных реформаторов начала XX века по вопросу религиозно-исторического смысла русской революции. <...> Представители «нового религиозного сознания» (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов и др.) рассматривали социальную революцию как преддверие религиозной революции, а также как «конкурентный религиозный дискурс», способный вытеснить и сокрушить господствующую религию – самодержавие («святыня против святыни»). <...> Сторонники реформации и «христианской общественности» (С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, В.Ф. Эрн, В.П. Свенцицкий и др.) не наделяли революцию буквальным религиозным смыслом, однако считали, что она является неотъемлемым этапом в «богочеловеческом процессе» и может служить средством достижения высших религиозных целей – отделения церкви от государства, религиозного возрождения и построения государства «свободной теократии» (В.С. Соловьев). <...> Несмотря на то, что эта дискуссия к 1910–1911 годам фактически зашла в тупик (ни тот, ни другой лагерь не смог ответить на вопросы, как христианизировать эту социальную стихию и как осуществить данный религиозно-социальный переворот), она оказала огромное влияние на идейное развитие обновленческого движения в русском православии первой четверти XX века, а также на последующую оценку русской религиозно-философской мыслью революционного движения в стране. <...> Еще до событий 1917 года дискуссия вышла на уровень предчувствия и понимания неизбежности прихода вместе <...>