Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 612206)
Контекстум
Лесной вестник. Forestry Bulletin  / №1 2017

ЧЕМУ МОЖНО И СЛЕДУЕТ УЧИТЬ СТУДЕНТОВ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРубинштейн
АвторыПолещук О.М., Чернова Т.В.
Страниц3
ID595990
АннотацияСтуденты с трудом воспранимают математику. Скорее всего, это объясняется ощущением, что математика есть набор неясно откуда появившихся формальных задач, решение которых неясно что дает, но получение которого связано с «эквилибристикой», выдаваемой за «науку». Думается, что стоит предъявить учащимся ряд реальных технических устройств, математические модели функционирования, да и просто идеи их создания, описываемые простыми дифференциальными уравнениями, решение которых по силам аккуратным студентам первого или второго курсах обычных технических вузов (или даже просто нахождение экстремума функции одного переменного). Все дело в использовании некоторых фактов, подмеченных внимательными наблюдателями — физиками. К числу таких фактов относится, например, принцип Ферма: свет (даже в неоднородной среде) распространяется по пути, проходимому за наименьшее время. Поэтому, например, в однородной среде свет распространяется по прямой. Это легко проверить с помощью «потайного» фонаря — коробки с узкой щелью, внутри которой находится источник света (лампа или свеча). Этот факт (принцип Ферма) позволяет получить закон отражения от прямого и изогнутого экрана. Все видели в солнечный день, как блестит, перемещаясь, яркая точка на фасаде многооконного здания (например, гостиницы «Космос» на ВДНХ) когда вы перемещаетесь вдоль него. Это светится стационарная точка. Закон преломления — закон Снеллиуса — получается, если применить принцип Ферма к границе раздела двух сред с различными плотностями (т. е. сред с различными скоростями распространения света). А отсюда и объяснения явления рефракции — мы видим солнечный диск еще около минуты после его ухода за горизонт. Полное внутреннее отражение (следствие закона Снеллиуса) ведет к созданию световода — очень важного изобретения. Прожектор, радиотелескоп, разные типы радиолокационных антенн — все это принцип Ферма. В статье обсуждаются эти и другие случаи изучения достаточно просто исследуемых математических моделей
УДК519.62
Рубинштейн, А.И. ЧЕМУ МОЖНО И СЛЕДУЕТ УЧИТЬ СТУДЕНТОВ / А.И. Рубинштейн, О.М. Полещук, Т.В. Чернова // Лесной вестник. Forestry Bulletin .— 2017 .— №1 .— С. 141-143 .— URL: https://rucont.ru/efd/595990 (дата обращения: 26.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.Э. Баумана, 2017 Чему можно и следует учить студентов УДК 519.62 ЧеМУ Можно и сЛеДУет УЧитЬ стУДентов А.И. Рубинштейн, О.М. Полещук, Т.В. Чернова МГТУ им. <...> Скорее всего, это объясняется ощущением, что математика есть набор неясно откуда появившихся формальных задач, решение которых неясно что дает, но получение которого связано с «эквилибристикой», выдаваемой за «науку». <...> Думается, что стоит предъявить учащимся ряд реальных технических устройств, математические модели функционирования, да и просто идеи их создания, описываемые простыми дифференциальными уравнениями, решение которых по силам аккуратным студентам первого или второго курсах обычных технических вузов (или даже просто нахождение экстремума функции одного переменного). <...> Все дело в использовании некоторых фактов, подмеченных внимательными наблюдателями — физиками. <...> К числу таких фактов относится, например, принцип Ферма: свет (даже в неоднородной среде) распространяется по пути, проходимому за наименьшее время. <...> Этот факт (принцип Ферма) позволяет получить закон отражения от прямого и изогнутого экрана. <...> Все видели в солнечный день, как блестит, перемещаясь, яркая точка на фасаде многооконного здания (например, гостиницы «Космос» на ВДНХ) когда вы перемещаетесь вдоль него. <...> Закон преломлениязакон Снеллиуса — получается, если применить принцип Ферма к границе раздела двух сред с различными плотностями (т. е. сред с различными скоростями распространения света). <...> А отсюда и объяснения явления рефракции — мы видим солнечный диск еще около минуты после его ухода за горизонт. <...> Полное внутреннее отражение (следствие закона Снеллиуса) ведет к созданию световода — очень важного изобретения. <...> Прожектор, радиотелескоп, разные типы радиолокационных антенн — все это принцип Ферма. <...> В статье обсуждаются эти и другие случаи изучения достаточно просто исследуемых математических моделей. <...> Ключевые слова: оптимальный контроль, ньютоновские лучи, кеплеровские <...>