УДК 19:37.091.64
ББК 87.25 + 74.026.82
Авторский коллектив:
Курашов В.И., д-р философ. наук, проф., зав. кафедрой философии и
истории науки (введение, гл. 1, 2, 9, 18, 22 - 23, 25 - 26, 32, 34 - 35, 37);
Ахтямова В.А., канд. философ. наук, доц. (гл. 36); Бугарчева Е.А., канд. философ.
наук, доц. (гл. 11, 14, 27 - 28, 38); Вознесенская А.Р., канд. философ.
наук, доц. (гл. 41); Зарецкая Н.Я., канд. философ. наук, доц. (гл. 16); Левашёва
Е.В., канд. философ. наук, доц. (гл. 24); Мавлюдов А.А., канд. философ.
наук, доц. (гл. 4 – 8); Матушанская Ю.Г., д-р. философ. наук, доц. (гл. 33);
Морозова О.Н., ассист. (гл. 10); Орешина С.В., ст. преп. (гл. 12 - 13); Свергузов
А.Т., канд. философ. наук, доц. (гл. 17, 21, 24, 39); Шалагина Г.Э., канд.
философ. наук, доц. (гл. 3, 15, 31, 40); Чечеткина И.И., канд. хим. наук, доц.
(гл. 19 - 20, 29 - 30).
Философия в вопросах и ответах : учебное пособие для подготовки к экзаменам
/ В. И. Курашов [и др.]; под ред. В. И. Курашова и Г. Э. Шалагиной;
М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во
КНИТУ, 2016. – 141 с.
ISBN 978-5-7882-1928-8
В краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные
разделы философских учений: онтология (бытие, сознание, субстанция,
материя, пространство и время), гносеология (истина, диалектика познания),
социальная философия (общество, человек в системе социальных связей,
социальное пространство и время), философская антропология.
Предназначено для студентов всех уровней обучения, особенно полезно
для студентов заочной формы обучения и студентов-иностранцев.
Подготовлено на кафедре философии и истории науки.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского
национального исследовательского технологического университета
Рецензенты:
проф. Л. А. Бессонова
проф. Н. М. Солодухо
ISBN 978-5-7882-1928-8 © Авторы, указанные на обороте титула, 2016
© Казанский национальный исследовательский
технологический университет, 2016
2
Стр.2
Оглавление
Введение: ценность философского образования……………… 5
1. Место и роль философии в культуре.……………………….. 7
2. Предмет философии. Структура философского знания..….. 10
3. Философия Востока………………………………………...… 12
4. Древнегреческая натурфилософия…………………………... 14
5. Философское осмысление человека в Античности: софисты и
Сократ…………………………………………………………………... 18
6. Классическая античная философия. Платон………………... 20
7. Классическая античная философия. Аристотель…………… 22
8. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы,
скептики, стоики и неоплатоники……………………………. 24
9. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабомусульманской
философии…………………………………………….28
10. Философия и наука эпохи Возрождения…………………... 33
11. Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм
Р. Декарта………………………………………………………… 35
12. Механистический материализм и проблема субстанции: дуализм,
монизм и плюрализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)…... 38
13. Эпоха Просвещения и ее видные представители…………. 40
14. Немецкая классическая философия: «чистый» и «практический»
разум в философии И. Канта, метод и система Г. Гегеля……. 43
15. Западная философия второй половины XIX и XX вв…….. 47
16. Российская философия XIX-XX вв………………………… 53
17. Понятия «бытие» и «небытие». Идеализм и материализм.. 58
18. Осмысление проблемы бытия в истории философии…….. 60
19. Философские и естественнонаучные представления о материи
и пространстве и времени как ее атрибутах……………………..
20. Философские концепции развития: метафизика, диалектика и
64
синергетика…………………………………………………………….. 69
21. Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии… 72
22. Философские категории как операциональная система познавательной
деятельности……………………………………………….. 74
23. Проблема сознания в философии…………………………... 81
24. Сознание и проблема идеального………………………….. 86
25. Взаимосвязь языка, мышления и логики в ключе проблем познания
мира человеком………………………………………………... 88
3
Стр.3
26. Проблема истины в философии. Критерии истины в истории
философских учений…………………………………………………... 92
27. Особенности эмпирического и теоретического познания.. 95
28. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум
и интуиция. Фантазия и творчество…………………………… 98
29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и научные
революции………………………………………………………….
30. Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и тех101
ники……………………………………………………………………...
104
31. Философская антропология: краткая история и разнообразие
подходов………………………………………………………………... 107
32. Антропогенез: проблема вектора эволюции………………. 109
33. Аксиология: религиозные, эстетические и нравственные ценности
и их роль в человеческой жизни……………………………….. 111
34. Смысл жизни человека……………………………………… 112
35. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский,
религиозный и социально-политический аспекты…………… 115
36. Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных
связей…………………………………………………………... 118
37. Роль личности в истории…………………………………… 120
38. Социальная философия и философия истории. Социальное
пространство и время………………………………………………….. 122
39. Формационная и цивилизационная концепции общественного
развития……………………………………………………………… 124
40. Культура как категория философского познания. Культуры в
современном мире……………………………………………………... 127
41. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены,
проблемы и перспективы человечества. Научная футурология:
методологический анализ её возможностей…………………………. 132
4
Стр.4