Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Философия в вопросах и ответах (190,00 руб.)

0   0
АвторыКурашов В. И., Шалагина Г. Э., Казан. нац. исслед. технол. ун-т
ИздательствоКНИТУ
Страниц141
ID595714
АннотацияВ краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные разделы философских учений: онтология (бытие, сознание, субстанция, материя, пространство и время), гносеология (истина, диалектика познания), социальная философия (общество, человек в системе социальных связей, социальное пространство и время), философская антропология.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов всех уровней обучения, особенно полезно для студентов заочной формы обучения и студентов-иностранцев.
ISBN978-5-7882-1928-8
УДК1(07)
ББК87я7
Философия в вопросах и ответах : учеб. пособие для подготовки к экзаменам / ред.: В.И. Курашов, Г.Э. Шалагина; Казан. нац. исслед. технол. ун-т .— Казань : КНИТУ, 2016 .— 141 с. — ISBN 978-5-7882-1928-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/595714 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-7882-1928-8 В краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные разделы философских учений: онтология (бытие, сознание, субстанция, материя, пространство и время), гносеология (истина, диалектика познания), социальная философия (общество, человек в системе социальных связей, социальное пространство и время), философская антропология. <...> Н. М. Солодухо ISBN 978-5-7882-1928-8 © Авторы, указанные на обороте титула, 2016 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016 2 Оглавление Введение: ценность философского образования……………… 5 1. <...> Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники……………………………. <...> Механистический материализм и проблема субстанции: дуализм, монизм и плюрализм (Р. Декарт <...> Немецкая классическая философия: «чистый» и «практический» разум в философии И. Канта <...> Философские категории как операциональная система познавательной деятельности………………………………………………. <...> 132 4 ВВЕДЕНИЕ: ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Философское образование – составная часть любого образовательного направления, хотя философия как учебная дисциплина не всегда была желанной в системе образования, в том числе и российского. <...> При познании самого себя человек обретает возможность быть самим собой, а значит, обретает способность: способность выполнять свою миссию, осознавать смысл жизни, достойно нести свой крест, совершать Поступок по ту сторону обывательского здравого смысла, обретать (наконец!) природную способность к Любви. <...> В отношении философского образования важна известная мысль Канта в его «Критике чистого разума» о том, что «из всех наук разума (априорных наук) можно научить только математике, но не философии (за исключением исторического познания философии), а что касается разума, можно в лучшем случае научить только философствованию». <...> Философское образование – это создание философской атмосферы, в которой <...>
Философия_в_вопросах_и_ответах__учебное_пособие_для_подготовки_к_эк-заменам.pdf
УДК 19:37.091.64 ББК 87.25 + 74.026.82 Авторский коллектив: Курашов В.И., д-р философ. наук, проф., зав. кафедрой философии и истории науки (введение, гл. 1, 2, 9, 18, 22 - 23, 25 - 26, 32, 34 - 35, 37); Ахтямова В.А., канд. философ. наук, доц. (гл. 36); Бугарчева Е.А., канд. философ. наук, доц. (гл. 11, 14, 27 - 28, 38); Вознесенская А.Р., канд. философ. наук, доц. (гл. 41); Зарецкая Н.Я., канд. философ. наук, доц. (гл. 16); Левашёва Е.В., канд. философ. наук, доц. (гл. 24); Мавлюдов А.А., канд. философ. наук, доц. (гл. 4 – 8); Матушанская Ю.Г., д-р. философ. наук, доц. (гл. 33); Морозова О.Н., ассист. (гл. 10); Орешина С.В., ст. преп. (гл. 12 - 13); Свергузов А.Т., канд. философ. наук, доц. (гл. 17, 21, 24, 39); Шалагина Г.Э., канд. философ. наук, доц. (гл. 3, 15, 31, 40); Чечеткина И.И., канд. хим. наук, доц. (гл. 19 - 20, 29 - 30). Философия в вопросах и ответах : учебное пособие для подготовки к экзаменам / В. И. Курашов [и др.]; под ред. В. И. Курашова и Г. Э. Шалагиной; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2016. – 141 с. ISBN 978-5-7882-1928-8 В краткой форме освещены этапы развития философского знания, основные разделы философских учений: онтология (бытие, сознание, субстанция, материя, пространство и время), гносеология (истина, диалектика познания), социальная философия (общество, человек в системе социальных связей, социальное пространство и время), философская антропология. Предназначено для студентов всех уровней обучения, особенно полезно для студентов заочной формы обучения и студентов-иностранцев. Подготовлено на кафедре философии и истории науки. Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского национального исследовательского технологического университета Рецензенты: проф. Л. А. Бессонова проф. Н. М. Солодухо ISBN 978-5-7882-1928-8 © Авторы, указанные на обороте титула, 2016 © Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2016 2
Стр.2
Оглавление Введение: ценность философского образования……………… 5 1. Место и роль философии в культуре.……………………….. 7 2. Предмет философии. Структура философского знания..….. 10 3. Философия Востока………………………………………...… 12 4. Древнегреческая натурфилософия…………………………... 14 5. Философское осмысление человека в Античности: софисты и Сократ…………………………………………………………………... 18 6. Классическая античная философия. Платон………………... 20 7. Классическая античная философия. Аристотель…………… 22 8. Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики и неоплатоники……………………………. 24 9. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабомусульманской философии…………………………………………….28 10. Философия и наука эпохи Возрождения…………………... 33 11. Философия Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта………………………………………………………… 35 12. Механистический материализм и проблема субстанции: дуализм, монизм и плюрализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)…... 38 13. Эпоха Просвещения и ее видные представители…………. 40 14. Немецкая классическая философия: «чистый» и «практический» разум в философии И. Канта, метод и система Г. Гегеля……. 43 15. Западная философия второй половины XIX и XX вв…….. 47 16. Российская философия XIX-XX вв………………………… 53 17. Понятия «бытие» и «небытие». Идеализм и материализм.. 58 18. Осмысление проблемы бытия в истории философии…….. 60 19. Философские и естественнонаучные представления о материи и пространстве и времени как ее атрибутах…………………….. 20. Философские концепции развития: метафизика, диалектика и 64 синергетика…………………………………………………………….. 69 21. Законы диалектики. Диалектика как учение о развитии… 72 22. Философские категории как операциональная система познавательной деятельности……………………………………………….. 74 23. Проблема сознания в философии…………………………... 81 24. Сознание и проблема идеального………………………….. 86 25. Взаимосвязь языка, мышления и логики в ключе проблем познания мира человеком………………………………………………... 88 3
Стр.3
26. Проблема истины в философии. Критерии истины в истории философских учений…………………………………………………... 92 27. Особенности эмпирического и теоретического познания.. 95 28. Познавательные способности человека: чувства, рассудок, разум и интуиция. Фантазия и творчество…………………………… 98 29. Научное и ненаучное знание. Рост научного знания и научные революции…………………………………………………………. 30. Понятия техники и технологии. Взаимодействие науки и тех101 ники……………………………………………………………………... 104 31. Философская антропология: краткая история и разнообразие подходов………………………………………………………………... 107 32. Антропогенез: проблема вектора эволюции………………. 109 33. Аксиология: религиозные, эстетические и нравственные ценности и их роль в человеческой жизни……………………………….. 111 34. Смысл жизни человека……………………………………… 112 35. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты…………… 115 36. Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей…………………………………………………………... 118 37. Роль личности в истории…………………………………… 120 38. Социальная философия и философия истории. Социальное пространство и время………………………………………………….. 122 39. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития……………………………………………………………… 124 40. Культура как категория философского познания. Культуры в современном мире……………………………………………………... 127 41. Многополярный мир и толерантность. Глобальные перемены, проблемы и перспективы человечества. Научная футурология: методологический анализ её возможностей…………………………. 132 4
Стр.4