Менеджер по управлению цепями поставок компании «Делойт» Основные тренды и стратегические направления развития в розничной торговле Розничная торговля товарами и услугами занимает лидирующие позиции в России по показателю вклада в ВВП экономики страны – 19% по результатам 2011 года. <...> В том же году общий объем налоговых поступлений, сгененированных розничными торговыми предприятиями, составил 252 млрд. руб., или 10,3% совокупных налоговых поступлений в российский бюджет1 . <...> Отрасль розничной торговли полностью оправилась от кризиса, компании наметили новые рубежи в развитии. <...> Как уже упоминалось, за последние 8-10 лет в розничной торговле начали коренным образом трансформироваться отношения в цепях поставок: рыночная власть из рук производителей стала стремительно переходить в руки активно развивающихся предприятий сетевой розницы. <...> И обосновавшиеся на российском рынке зарубежные игроки только ускорили этот переход. <...> В частности, В.В. Радаев выделяет три основных фактора: ■лучшее знание запросов конечных потребителей (здесь – частных лиц и организаций, закупающих продукцию для собственных нужд); ■ резкое усиление экономическоо веса розничных предприятий, развивающихся опережающими темпами, обеспечивающих поставщикам значительные объемы и устойчивый сбыт; ■развитие современных торговых форматов, более эффективных с точки зрения управления поставками и более привлекательных для конечного потребителя. <...> Историю такого изменения, можно рассмотреть по нескольким периодам развития отрасли розничной торговли на российском рынке: Первый этап: 1991 – 1994 гг. <...> Остаточное сохранение форм советской организации розничной торговли Ключевые характеристики этапа: ■государственная монополия на торговую деятельность; ■ ограниченное число специализированных торговых форматов; ■ограниченная товарная номенклатура; ■ гиперинфляция цен на потребительские товары (в 1992 г. темп роста цен составил 2,509%, в 1993 <...>