№ 1 В.Г. Ананьев КОНЦЕПТ «МУЗЕЯ КАК КОНТАКТНОЙ ЗОНЫ» В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. <...> В статье анализируется концепция музея как контактной зоны, являющаяся одной из самых популярных в современной зарубежной музеологии. <...> Термин «контактная зона» впервые был введен в научный оборот в начале 1990-х годов М.Л. Пратт в контексте имперских и постколониальных исследований. <...> Клиффорд впервые применил его к музейному материалу. <...> Клиффорд предлагает считать музейные коллекции не просто набором этнографических предметов, а продолжающимися историческими, политическими, моральными отношениями. <...> В настоящее время существует несколько подходов к трактовке данного понятия. <...> Одни авторы подчеркивают положительное значение данной концепции как особого эпистемологического инструмента для анализа положения музея в современном мире. <...> По их мнению, эта система работает на то, чтобы использовать ресурсы, полезные для академического сообщества (группы интересов, обладающей властью), и проигнорировать те, которые ему не нужны. <...> Анализ существующей историографии позволяет понять, в каких аналитических приемах нуждается современный музей и, следовательно, увидеть его специфические черты. <...> Впервые в научный оборот он был введен в контексте постколониальных и имперских исследований американским культурологом Мэри Луис Пратт еще в начале 1990-х годов. <...> В 1991 г. была опубликована ее статья «Искусства контактной зоны», в которой этот концепт получил первичную апробацию [Pratt, 1991]. <...> С усиленной аргументацией и в более широком контексте он использовался в ее же монографии «Имперский взгляд: путевая литература и транскультурация» [Pratt, 1992]. <...> Пратт определяет контактные зоны как «социальные пространства, в которых культуры встречаются <...>