Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка  / №2 2017

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОБИИ И ПРИТЯЖЕНИЯ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторБалашова
Страниц10
ID592506
АннотацияПроблема национальных стереотипов, порождающих то фобии, то мании, проявляется в литературоведении сильнее, чем, собственно, в литературе, но зависимость между художественным и литературно-критическим сохраняется. Удивительным образом, гул полей сражений (Реконкиста, Тридцатилетняя война, война за испанское наследство, наполеоновские походы) мгновенно врывается в профессорские кабинеты. В статье сделана попытка показать, с какой непредсказуемостью меняет ориентацию своего пера тот, кто задумал нарисовать картину культуры другой страны (взаимоотношения Испании–Франции, Франции–России). Намечены моменты, когда выявленное литературным критиком (Мельхиором де Вогюэ) противостояние опровергается притяжением писательских талантов (Пруст – Толстой; Андре Жид – Достоевский). Сопоставлены тенденции формирования фобий идеологических и эстетических
Балашова, Т.В. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОБИИ И ПРИТЯЖЕНИЯ / Т.В. Балашова // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка .— 2017 .— №2 .— С. 42-51 .— URL: https://rucont.ru/efd/592506 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Удивительным образом, гул полей сражений (Реконкиста, Тридцатилетняя война, война за испанское наследство, наполеоновские походы) мгновенно врывается в профессорские кабинеты. <...> Намечены моменты, когда выявленное литературным критиком (Мельхиором де Вогюэ) противостояние опровергается притяжением писательских талантов (Пруст – Толстой; Андре Жид – Достоевский). <...> Сопоставлены тенденции формирования фобий идеологических и эстетических. <...> Эхо с полей сражений, находящихся, казалось бы, так далеко от профессорских кабинетов, где сосредоточенно, а порой отрешенно размышляют о закономерностях литературного процесса, вибрирует на страницах литературно-критических этюдов то болезненными фобиями, то необузданными англо-итало-франкоманиями. <...> В дальнейшем такие события, как Итальянские войны (1494–1559), Тридцатилетняя война (1618– 1648), война за испанское наследство (La guerre de succession, 1701–1714) и наполеоновские походы неизменно находили отражение в литературных симпатиях-антипатиях, маниях и фобиях. <...> В России, которая пострадала от наполеоновского нашествия больше, в основном произведении русской литературы, воссоздавшем войну 1812 года, образ Наполеона лишен карикатурных черт: Лев Толстой низводит Наполеона с пьедестала, следуя своей, более общей, задаче – отказу гиперболизировать роль государственной власти и любой исторической личности. <...> Мельхиор де Вогюэ советовал обратить внимание на “все страницы, где Толстой 43 показывает, что делают, что говорят Наполеон и император Александр I; тогда можно понять, как укоренен в русском сознании дух нигилизма – ведь это, прежде всего, отрицание величия власти. <...> Когда культуролог Леруа-Болье пишет о франко-русских культурных отношениях конца ХIХ века, он настойчиво подчеркивает, что есть две Франции (о противостоянии двух Испаний, как отмечено выше, всегда напоминали ее общественные деятели), и его, “традиционная”, Франция вовсе не обрадовалась тому возросшему (“после Плевны <...>