173–180 УДК 533.694.72 ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТРАНСЗВУКОВОГО БАФТИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИМ С ПОМОЩЬЮ ВЫДУВА ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ СТРУИ © 2017 г. К. А. Абрамоваa , А. А. Рыжовb , В. Г. Судаковc , К. Г. Хайруллинd Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. <...> Н.Е. Жуковского, Жуковский, Московская обл. e-mail: a kseniya.abramova@tsagi.ru, b aleksandr.ryzhov@tsagi.ru, c vit_soudakov@tsagi.ru, d kamil.khayrullin@tsagi.ru Поступила в редакцию 09.08.2016 г. Представлены результаты численного моделирования обтекания профиля крыла гражданского самолета на режимах трансзвукового бафтинга. <...> Исследованы характеристики нестационарных автоколебаний скачка уплотнения на верхней поверхности профиля. <...> Для их подавления предложен способ управления обтеканием, заключающийся в выдуве струи тангенциально к верхней поверхности профиля в области скачка уплотнения из щелевого сопла малого размера. <...> Расчеты проведены в рамках уравнений Рейнольдса в нестационарной постановке. <...> Ключевые слова: трансзвуковой бафтинг, численное моделирование, аэродинамика, профиль крыла DOI: 10.7868/S0568528117020037 На крыле гражданского самолета при трансзвуковых скоростях полета увеличение числа Маха или угла атаки может вести к отрыву потока из-под скачка уплотнения на верхней поверхности профиля. <...> При этом могут возникнуть нестационарные колебания, индуцирующие автоколебания конструкции. <...> Для исследуемыех в настоящей работе нестационарных автоколебаний потока без учета упругого отклика конструкции здесь будет использован термин “трансзвуковой бафтинг”. <...> Трансзвуковой бафтинг исследовали как экспериментально [2–4], так и численно [5, 6]. <...> Первая связана с распространением волн давления от колеблющегося скачка вниз по потоку до задней кромки профиля и возвратом их от задней кромки вверх по потоку к скачку [7]. <...> Так как колебания скачка на крыле являются неблагоприятным эффектом для гражданских самолетов, важной задачей является затягивание начала трансзвукового бафтинга на более высокие углы атаки или числа <...>