Зависимость личности отъ родительской и общественной опеки. <...> Недаромъ димоетрой—этотъ точный выразитель того вр ыени пдей, положилъ въ основу сем йства деспот^измъ главы рода. <...> Что родовая опека въ сеаейномъ и общественномъ быту принизила личяость до полааго обезличенія; это лучше всего разъясня тся и доказывается понятіяап того вреіі ни о личной чести. <...>
— 3 —
Родительскаіі опека служила подкладкой и общественной опеки. <...> И вотъ, съ одной стороны, подъ вліяні мъ родовой опеки, отрицающей значеніе личности, и подъ вліяніемъ, съ другой стпроны, вязантійскихі^ поиатій и разныхъ другихъ историч скихъ условій, вырабатывается на Руси теремъ, получившій въ XYII в к окончательни завершеніе. <...> Такъ по словамъ Корба, отецъ, давъ ссгласіе на предстоящее бракоеочетаніе, призывалъ: къ себ дочь и спрашивалъ желаетъ ли она выйти за мужъ? <...>
Религиозно-нравственное_состояние_русскаго_общества_пред_реформой_Петра_Великаго.pdf
РЕЛИГІОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯШЕ РУССЕАГО
ОБЩЕСТВА ПРЕДЪ РЕФОРІОЙ ПЕТРА ВЕЛИЕАГО.
I.
Зависимость личности отъ родительской и общественной опеки. — Что
почиталось щщостаеппымъ въ XVII в к ? — Вліяніе визаитійскихъ понятій
на судьбу русской женщины. — Теремъ. — Идеадъ сеиейный.
Ъыло ли на Руси въ XY1I в к сознаыі о достоинетв
•leioB'hqeeKofi личноети вообще, независимо отъ обществ нныхъ
и частныхъ положеній, и въ частности сознаві равпоправности
мужчпны и ж нщины въ смысл одинаковыхъ челов чеекихъ
«овершенствъ и достоинствъ? Вникая въ ясторичеекія судьбы
русскаго челов ка, русской женщияы, мы н обходимо приходииъ
къ уб жденію, что на Руси въ древне время такого сознавія
н было. Это явл иіе, весьма справедливо и согласно еъ историческими
данными объясняется особымъ СЛОЖИБШИМСЯ строеиъ
русской семейной и обществ нной жизни. По отнош нію ж
къ ж нской личности на ряду съ этпмъ началомъ стоитъ и вліяніе
византійскихъ взглядовъ на существо женщяны.
Д йствительно, еели обратить еерьезное внимавіе на строятельныя
начала нашей сеиейиой, обществ нной и государствекПІІЙ
жизни, то н льзя н зан тить, что въ основ ихъ лежало
главное начало — родптельской оиеки, въ смысл опеки старшаго
пр детавителя всей родственной семыі или ц лаго рода.
Пп такому началу опекп не только лвчность женщины, но и
мужчины н могла им ть никакого самостоят льнагск нрзависимаго
значевія. Это начало исключало всякое пр дставленіе объ
иаея лнчностя. Тутъ на п рвомъ план стояла только ревнявая
ндея рода, т. ' . ядея полной зависнмостн ляца отъ своего родства.
Родитель, какъ отецъ, по естеств ниымъ правамъ стано'
внлся главою и властнтелемъ своей семьн. Онъ сосредоточивалъ
1
Стр.2
_- 2 ~
въ своихъ рукахъ власть не только надъ д тыни, какъ своимъ
рожденіеыъ, но и надъ матерью этого рожденія, канъ существомъ
низш й породы. Собственно говоря, семейныя узы н
уничтожаютъ личности. Личность зд сь на н которо время,
въ періодъ восиитаЕпя, остается тодько пассивною, но не придавленною.
Совс мъ ино ир детавлііютъ узы рода. Зд сь личпость
совершенно теря тся въ сплетеніяхъ родоваго старшиа
ства и меньшинства и никогда не пользуется незавиеиыымъ иоложеніемъ.
Недаромъ димоетрой—этотъ точный выразитель того
вр ыени пдей, положилъ въ основу сем йства деспот^измъ главы
рода. Единственно взрослый и самостоят льнглй членъ въ сеыь ,
по его ыысли, есть только отецъ яли вообщ старшій (въ семь
или род ). Вс другіе члены п редъ нииъ сребята», умственно
в нравственно недозр лые, ребята— живущіе только его умомъ
и наставленіяыи. Домострой н ограничился предоставленіемъ
владык дома одной вн шней власти, онъ возлояилъ на него и
великую нравственную отв тств нность во всемъ, чтобы ни совершилось
въ дом , отв тствеаность не только предъ судомъ
общества, но и въ будущей жизни — пр дъ судомъ Божіимъ.
Поставляа главу дома властелиномъ не только надъ т лошъ но
и душею, надъ вс ыи нраветв нными, подчасъ сокров ннымп,
отправленіями, домострой т мъ самымъ въ лвц старшаі-о воспитывалъ
и освящалъ самый безграничыый произволъ, полную
необузданность воли. Съ другой стороны, ставя младшаго лпцоыъ
неотв тственнымъ за свои личныя нравственныя д йствія,
въ лиц каждаго ыдадшаго онъ воспитывад-ь и освящадъ безирекословное
покореыіе и послушані , безграничное принижеиіе
гичностп, полное д тство и рабол пство воли.
Въ силу этой оиеки русскій народъ, можно ска;зать и до посл
дняго времени, понииается га ведется, кавъ <недоросль>, требующій
неусыпныхъ правительственныхъ заботъ. Что родовая
опека въ сеаейномъ и общественномъ быту принизила личяость
до полааго обезличенія; это лучше всего разъясня тся и доказывается
понятіяап того вреіі ни о личной чести. Личная ч сть
по общественному пр дставленію Х И в ка (по преимуществу
п рвой его половины) лежала въ иде достоинства
я рода.
Русскаи боарская честь, самая развитая и высокая по обществевному
положевію, чтобы только охранить неприкосновенноеть
своего рода, ставила личность подъ батоги, кидала въ
тюрьыу, кидала подъ столъ за царскимъ об домъ, подвергала
е жестокой царской овад .
Стр.3