Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644472)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Религиозно-нравственное состояние русскаго общества пред реформой Петра Великаго (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСоловьев Владимир Сергеевич
Издательствоб. и]
Страниц14
ID59227
Соловьев, В.С. Религиозно-нравственное состояние русскаго общества пред реформой Петра Великаго / [Вл. Соловьев]; В.С. Соловьев .— : б. и], 1878 .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/59227 (дата обращения: 07.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зависимость личности отъ родительской и общественной опеки. <...> Недаромъ димоетрой—этотъ точный выразитель того вр ыени пдей, положилъ въ основу сем йства деспот^измъ главы рода. <...> Что родовая опека въ сеаейномъ и общественномъ быту принизила личяость до полааго обезличенія; это лучше всего разъясня тся и доказывается понятіяап того вреіі ни о личной чести. <...> — 3 — Родительскаіі опека служила подкладкой и общественной опеки. <...> И вотъ, съ одной стороны, подъ вліяні мъ родовой опеки, отрицающей значеніе личности, и подъ вліяніемъ, съ другой стпроны, вязантійскихі^ поиатій и разныхъ другихъ историч скихъ условій, вырабатывается на Руси теремъ, получившій въ XYII в к окончательни завершеніе. <...> Такъ по словамъ Корба, отецъ, давъ ссгласіе на предстоящее бракоеочетаніе, призывалъ: къ себ дочь и спрашивалъ желаетъ ли она выйти за мужъ? <...>
Религиозно-нравственное_состояние_русскаго_общества_пред_реформой_Петра_Великаго.pdf
шваывьиік /33 2ЪМ
Стр.1
РЕЛИГІОЗНО-НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯШЕ РУССЕАГО ОБЩЕСТВА ПРЕДЪ РЕФОРІОЙ ПЕТРА ВЕЛИЕАГО. I. Зависимость личности отъ родительской и общественной опеки. — Что почиталось щщостаеппымъ въ XVII в к ? — Вліяніе визаитійскихъ понятій на судьбу русской женщины. — Теремъ. — Идеадъ сеиейный. Ъыло ли на Руси въ XY1I в к сознаыі о достоинетв •leioB'hqeeKofi личноети вообще, независимо отъ обществ нныхъ и частныхъ положеній, и въ частности сознаві равпоправности мужчпны и ж нщины въ смысл одинаковыхъ челов чеекихъ «овершенствъ и достоинствъ? Вникая въ ясторичеекія судьбы русскаго челов ка, русской женщияы, мы н обходимо приходииъ къ уб жденію, что на Руси въ древне время такого сознавія н было. Это явл иіе, весьма справедливо и согласно еъ историческими данными объясняется особымъ СЛОЖИБШИМСЯ строеиъ русской семейной и обществ нной жизни. По отнош нію ж къ ж нской личности на ряду съ этпмъ началомъ стоитъ и вліяніе византійскихъ взглядовъ на существо женщяны. Д йствительно, еели обратить еерьезное внимавіе на строятельныя начала нашей сеиейиой, обществ нной и государствекПІІЙ жизни, то н льзя н зан тить, что въ основ ихъ лежало главное начало — родптельской оиеки, въ смысл опеки старшаго пр детавителя всей родственной семыі или ц лаго рода. Пп такому началу опекп не только лвчность женщины, но и мужчины н могла им ть никакого самостоят льнагск нрзависимаго значевія. Это начало исключало всякое пр дставленіе объ иаея лнчностя. Тутъ на п рвомъ план стояла только ревнявая ндея рода, т. ' . ядея полной зависнмостн ляца отъ своего родства. Родитель, какъ отецъ, по естеств ниымъ правамъ стано' внлся главою и властнтелемъ своей семьн. Онъ сосредоточивалъ 1
Стр.2
_- 2 ~ въ своихъ рукахъ власть не только надъ д тыни, какъ своимъ рожденіеыъ, но и надъ матерью этого рожденія, канъ существомъ низш й породы. Собственно говоря, семейныя узы н уничтожаютъ личности. Личность зд сь на н которо время, въ періодъ восиитаЕпя, остается тодько пассивною, но не придавленною. Совс мъ ино ир детавлііютъ узы рода. Зд сь личпость совершенно теря тся въ сплетеніяхъ родоваго старшиа ства и меньшинства и никогда не пользуется незавиеиыымъ иоложеніемъ. Недаромъ димоетрой—этотъ точный выразитель того вр ыени пдей, положилъ въ основу сем йства деспот^измъ главы рода. Единственно взрослый и самостоят льнглй членъ въ сеыь , по его ыысли, есть только отецъ яли вообщ старшій (въ семь или род ). Вс другіе члены п редъ нииъ сребята», умственно в нравственно недозр лые, ребята— живущіе только его умомъ и наставленіяыи. Домострой н ограничился предоставленіемъ владык дома одной вн шней власти, онъ возлояилъ на него и великую нравственную отв тств нность во всемъ, чтобы ни совершилось въ дом , отв тствеаность не только предъ судомъ общества, но и въ будущей жизни — пр дъ судомъ Божіимъ. Поставляа главу дома властелиномъ не только надъ т лошъ но и душею, надъ вс ыи нраветв нными, подчасъ сокров ннымп, отправленіями, домострой т мъ самымъ въ лвц старшаі-о воспитывалъ и освящалъ самый безграничыый произволъ, полную необузданность воли. Съ другой стороны, ставя младшаго лпцоыъ неотв тственнымъ за свои личныя нравственныя д йствія, въ лиц каждаго ыдадшаго онъ воспитывад-ь и освящадъ безирекословное покореыіе и послушані , безграничное принижеиіе гичностп, полное д тство и рабол пство воли. Въ силу этой оиеки русскій народъ, можно ска;зать и до посл дняго времени, понииается га ведется, кавъ <недоросль>, требующій неусыпныхъ правительственныхъ заботъ. Что родовая опека въ сеаейномъ и общественномъ быту принизила личяость до полааго обезличенія; это лучше всего разъясня тся и доказывается понятіяап того вреіі ни о личной чести. Личная ч сть по общественному пр дставленію Х И в ка (по преимуществу п рвой его половины) лежала въ иде достоинства я рода. Русскаи боарская честь, самая развитая и высокая по обществевному положевію, чтобы только охранить неприкосновенноеть своего рода, ставила личность подъ батоги, кидала въ тюрьыу, кидала подъ столъ за царскимъ об домъ, подвергала е жестокой царской овад .
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика для юридических лиц
Антиплагиат Руконтекст