Бенито Руано «В ТОЛЕДО ЗА ЧЕРТЯМИ»* Памяти Ольги Варьяш, ученого-испаниста и дорогого друга В статье анализируется формирование образа средневекового Толедо как города со зловещим прошлым, связанным с присутствием мусульман. <...> Исследуются представления об этом городе как центре изучения магических искусств и астрологии, где собирались знатоки подобных предметов. <...> Зарождение этого комплекса идей относится к XII‒XIII вв. <...> Ключевые слова: Толедо, магические науки, астрология, городские легенды, Элинанд из Фруамона, историческая память о мусульманах в Испании. <...> На странице 933 первого тома «Истории Испании» Педро Агуадо Блейе, книги, которая с момента ее первого издания для курса бакалавриата (Вальядолид, 1914) так много значила для открытия истории многими поколениями молодых испанцев, я в свое время прочел: «Клирики отправлялись в Париж изучать свободные искусства, в Болонью – своды законов, в Салерно – снадобья, в Толедо – чертей… и некуда было поехать за добрыми нравами». <...> Этот отрывок покорил меня своей выразительностью и яркостью, но и озадачил отсылкой к Элипанду. <...> Как мог Толедский архиепископ VIII в. упоминать о школах или об университетах как об учебных центрах, якобы уже в его время специализировавшихся по упомянутым предметам? <...> Только спустя годы после первого прочтения этого отрывка и закономерной неудачи в поисках цитаты в опубликованных сочинениях Элипанда, я выяснил, что речь идет не о Толедском * Статья выдающегося испанского историка-медиевиста Элоя Бенито Руано (1921‒2014), посвященная памяти Ольги Игоревны Варьяш, была передана российским коллегам спустя несколько лет после выхода в свет мемориального издания «Historia animatа: Сб. статей» (М., 2004. <...> Повсюду ищут знания и нигде жизни… каковая же по сути есть книга знания, сиречь Божьей мудрости» (Nam de moribus non dico ultima, sed nulla fit quaestio. <...> Менендеса Пелайо, который, по его собственному признанию, нашел ее в «ценнейшем труде Компаретти “Вергилий в Средние века <...>