56–65 УДК 612.821 ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОКУЛОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОЖНОСТИ © 2017 г. М. М. Безруких*, О. Н. Адамовская, В. В. Иванов ФГБНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва *E-mail: ivfrao@yandex.ru Поступила в редакцию 16.09.2016 г. Представлены результаты исследования сформированности зрительного восприятия (ЗВ) и окуломоторной активности при чтении текстов различной сложности с экрана монитора у детей 7–8 лет. <...> Показано, что на начальном этапе становления навыка чтения морфо- и психолингвистические факторы текста не оказывают существенного влияния на показатели окуломоторной активности. <...> Степень сформированности ЗВ и его структурных компонентов у первоклассников более четко проявляется при чтении простого текста и не достаточна для успешного чтения текста повышенной сложности. <...> DOI: 10.7868/S0131164617020023 Полноценный навык чтения – это основной источник получения информации, залог успешного обучения, как в начальной школе, так и в средней, а также способ общения. <...> Однако на современном этапе, когда интерес к чтению у подрастающего поколения снижается, педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. <...> Показано, что по мере формирования навыка чтения увеличивается длина саккады, уменьшается продолжительность фиксации и их частота, количество регрессов [2, 3, 5]. <...> В ряде исследований выявлены различия в характеристиках движений глаз при нарушениях чтения: у плохо читающих детей отмечаются более длительная продолжительность фиксаций, большее количество саккад, низкая амплитуда прогрессивных саккад, больший процент регрессивных саккад [7, 10–12]. <...> Ряд авторов связывают эффективность процесса чтения с уровнем сформированности зрительного восприятия (ЗВ), обеспечивающего опознание и воспроизведение буквенной симво56 лики и фильтрацию графической информации. <...> Показано, что школьники <...>