В.В. Мархинин
ЛЕКЦИИ
ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Рекомендовано в качестве учебного пособия
для магистрантов и аспирантов
с присвоением квалификации (степени) «магистр»,
а также ученой степени «кандидат наук»
Москва • 2014 • Логос
Стр.3
УДК 101.1
ББК 87.3
М25
Официальный рецензент системы рецензирования
Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственный университет управления; регистрационный номер
рецензии 390 от 10 сентября 2014 г. (ФГАУ ФИРО)
Р е ц е н з е н т ы:
А.Л. Симанов, доктор философских наук, профессор
В.И. Полищук, доктор философских наук, профессор
В.А. Карпин, доктор медицинских наук, доктор философских наук,
профессор
М25 Мархинин В.В.
Лекции по философии науки: учебное пособие / В.В. Мархинин.
– М.: Логос, 2014. – 428 с.
ISBN 978-5-98704-782-8
Раскрываются содержание и особенности философии науки как философской
дисциплины, роль философии в генезисе и развитии науки. Рассмотрены
этапы становления науки в Новое время. Охарактеризованы
концепции философии науки от позитивизма до постпозитивизма, дан
анализ воззрений К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Изложена
специфика социально-гуманитарных наук. Освещены актуальные
проблемы философии науки. Пособие подготовлено на основе многолетнего
опыта преподавания философии науки и в полной мере соответствует
требованиям экзаменов кандидатского минимума по курсу «История
и философия науки».
Для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук по всем
научным специальностям. Представляет интерес для ученых и преподавателей,
исследователей проблем науковедения, а также магистрантов и всех,
кого интересуют проблемы роли философии в становлении и развитии науки.
УДК
101.1
ББК 87.3
ISBN 978-5-98704-782-8
© Мархинин В.В., 2014
© Логос, 2014
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА ..........................................................7
Лекция1. Что такое философия как проблема в эпоху
доминирования науки ........................................................9
Лекция 2. Архетип философии .........................................................17
Лекция 3. Определение философии ................................................62
Тема 2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
КОНТУРЫ ........................................................................................73
Лекция 4. Предмет философии науки ............................................75
Лекция 5. Наука как особый вид познавательной
деятельности .......................................................................80
Лекция 6. Философия в ее значении для научного
познания ...............................................................................90
Лекция 7. Наука как социальный институт и сфера культуры:
функции науки ............................................................... 114
Лекция 8. Проблема генезиса науки: наука и преднаука ..... 130
Тема 3. ФИЛОСОФИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ ........ 149
Лекция 9. Философия и возникновение науки: первый этап
(XV в. – сер. XVI в.)...................................................... 151
Лекция 10. Философия и возникновение науки: второй этап
(сер. XVI в. – сер. XVII в.) ......................................... 158
Лекция 11. Возникновение науки: третий, завершающий
этап – создание Ньютоном физики как науки
(сер. XVII в. – конец XVII в.).................................. 173
Тема 4. КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ......................... 183
Лекция 12. От позитивистской к постпозитивистской
философии науки ........................................................ 185
Лекция 13. Философия науки К. Поппера................................. 195
Лекция 14. Философия науки И. Лакатоса ............................... 205
Стр.5
6
Содержание
Лекция 15. Философия науки Т. Куна ......................................... 208
Лекция 16. Философия науки П. Фейерабенда ...................... 215
Тема 5. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ
НАУК ................................................................................................ 219
Лекция 17. Вопрос о существе специфики
социально-гуманитарных наук ............................... 221
Лекция 18. Особенности предметной области
социально-гуманитарных наук ............................... 230
Лекция 19. Философия и методология
социально-гуманитарных наук ............................... 240
Лекция 20. Социально-гуманитарные науки, философия,
идеология ......................................................................... 255
Лекция 21. Социально-гуманитарные науки, философия,
искусство ......................................................................... 258
Тема 6. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ
НАУКИ ............................................................................................ 297
Лекция 22. Стадии и типы научной рациональности:
классическая, неклассическая, постнеклассическая
наука ................................................................................. 299
Лекция 23. Синергетика и синергетический подход
в современной науке ................................................... 310
Лекция 24. Экологическая этика и современная наука ......... 349
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных
науках ............................................................................... 384
Рекомендуемая учебная литература ...................................................... 426
Стр.6
422
щин;
Тема 6. Актуальные проблемы философии науки
– теоретические модели, которые включают мужчин и жен–
эмпирические исследования, направленные на исследование
общности и различий в положении мужчин и женщин;
– анализ экономической политики, которая различным образом
затрагивает каждый из полов» (цит. по: Мезенцева Е. Гендерная
проблематика в экономической теории // Введение в гендерные исследования.
Ч. I: Учеб. пособие / под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков:
ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001).
Заметим также, что в случае экономической теории, поскольку
гендерный подход выступал не как отрицание феминистской позиции,
а как ее восполнение, исследователи, применяющие гендерный
подход, зачастую не отказываются от принадлежности к феминизму
и не скрывают эту принадлежность.
В гендерной экономической теории выделяются два основных
направления: марксистское и неоклассическое; второе является по
своему политическому характеру либерально-буржуазным.
Известными представителями марксистского направления являются
феминистки Эли Зарецки, Хайди Хартманн, Айрис Янг
и многие другие. Экономические концепции названных авторов
представляют собой некоторое дискуссионно-эвристическое
единство.
Х. Хартманн в программной статье «Несчастливый брак марксизма
с феминизмом: путь к более прогрессивному союзу» (1979),
провозглашая необходимость квалифицировать союз феминизма и
марксизма как «несчастливый брак», расторгнув который, следует
найти более «прогрессивный союз», имеет в виду не предложение
порвать с марксизмом, а намерение совершить адекватное задачам
феминизма обновление его союза с марксизмом.
Ортодоксальный марксизм оперировал представлением о субъектах
капиталистического производства безотносительно к их половой
структуре, поэтому не замечал, что женщины эксплуатируются
своего рода альянсом между мужчинами и капиталистами.
В марксизме домашний труд рассматривался только как вспомогательный
источник воспроизводства капиталистических отношений.
Но домашний труд – это прежде всего способ производства
патриархата. С другой стороны, феминизм внеисторичен, поскольку
не видит связи иерархии полов с другими социальными институтами.
Если устранить указанные недостатки марксизма и феминизма,
то станет ясно, что в той мере, в какой мужчины преследуют инте
Стр.422
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках
423
ресы своего пола, эксплуатируя женщин, в такой мере они подрывают
свои классовые интересы.
А. Янг критически отнеслась к концепции Х. Хартманн по той
причине, что в этой концепции капитализм и патриархат выступают
как дуальная система, а не имея общего основания, не могут быть
рационально поняты в своем единстве. Развив эту критику в ряде
статей («Социалистический феминизм и ограниченность дуальных
систем» (1980); «По ту сторону несчастливого брака марксизма и
феминизма» (1981) и др.), Янг предложила интегрирующее видение,
взяв за исходное положение, вслед за Ф. Энгельсом, разделение
труда между полами. Она показывает, что разделение труда между
полами, фактически действующее и при капитализме, не есть просто
патриархатный пережиток, а является существенной чертой капитализма.
Поэтому,
как и Хартманн, но претендуя на большую последовательность,
Э. Зарецки впервые опубликовала свои книги «Капитализм,
семья, личная жизнь» и «Социалистический феминизм III:
Социалистическая политика и семья» в 1970-х гг., но они остались
актуальными и переиздавались в 1980-е гг., благодаря чему повлияли
на формирование гендерного подхода и, соответственно, репрезентативны
для этого подхода.
Э. Зарецки, в отличие от Х. Хартманн и А. Янг, считает, что
мужчины, хотя практически и участвуют в капиталистической эксплуатации
женщин, но не получают от этого выгоды – ее пожинает
класс капиталистов, поскольку платит меньше рабочим-мужчинам
за счет бесплатного домашнего труда их жен. Таким образом, патриархатные
отношения являются средством эксплуатации рабочего
класса в целом – и мужчин и женщин. Капитал именно в целях
максимизации прибыли утверждает неравенство полов, основанное
на институте семьи и разделении трудовой занятости в домашнем
хозяйстве и на производстве.
Несмотря на концептуальные расхождения, все названные авторы,
что, впрочем, относится ко всем представителям марксистского
направления в гендерной экономической теории, согласны в том,
что борьба мужчин вместе с женщинами за эмансипацию женщин –
необходимое условие ниспровержения капитала и построения социализма.
Очевидно, справедливо и обратное: борьба за социализм
есть борьба за эмансипацию женщин.
Неоклассическое направление в экономической теории возникло
в конце XIX в. (основатели – У. Джевонс, А. Маршалл и др.).
Стр.423
424
Тема 6. Актуальные проблемы философии науки
В рамках этого направления гендерная экономическая теория формируется
в 1980–1990-е гг.
Основателем и главной фигурой в неоклассической гендерной
экономике является далекий от феминизма американский экономист
Гэри Беккер (Нобелевский лауреат, 1992), выступивший, в частности,
с трудом «Трактат о семье» (1981). Г. Беккер исследует экономику
домохозяйства, брачное поведение, дискриминацию на рынке
труда. Он рассматривает семью как производственную единицу, в
которой производится «человеческий капитал» (иначе – «семейный
капитал»). Семья использует ресурсы в виде товаров, покупаемых
на рынке, и время членов семьи и выпускает «конечную продукцию»
в виде благ, в которых она нуждается.
Человеческий капитал – это самая ценная продукция семьи –
это вложения в образование и профессиональную подготовку, в
поиск работы; это капитал, поскольку предполагается, что названные
вложения дадут отдачу – лучшую работу и более высокую зарплату.
Решение каждого члена семьи, тратить ли ему свое время на
работу дома или на производстве, зависит от соотношения стоимости
благ, произведенных в домашнем хозяйстве, и заработков на
рынке. Поскольку женщины обычно уступают мужчинам в объеме
накопленного человеческого капитала рыночного типа, для семьи
выгодно, чтобы муж работал на производстве, а жена в домашнем
хозяйстве.
Особенно важным для формирования семьи рынком является
брачный рынок. Каждый его участник имеют определенную цену,
в которой выражается обладание им благами, способными производить
семейные блага, такие как дети, престиж, здоровье и др. Выбор
партнера совершается в соответствии с двумя базовыми моделями:
выбор по принципу либо сходства, либо различия.
Основной принцип – принцип сходства – состоит в том, что
высокоценные мужчины выбирают высокоценных женщин, и наоборот.
Этот выбор оказывается оптимальным, когда качества партнеров
являются взаимно дополнительными, усиливающими друг
друга.
Выбор по различию – это модель, в которой качества партнеров
являются взаимно заменяющими. При этом оптимальный выбор
тот, когда высокооплачиваемые мужчины выбирают в жены
низкооплачиваемых женщин. Для оптимизации семьи необходимо,
чтобы первые трудились на производстве, вторые – в домашнем
хозяйстве.
Стр.424
Лекция 25. Гендерный подход в социально-гуманитарных науках
Но в целом накопление человеческого (семейного) капитала
425
имеет гендерную асимметрию. Основные инвестиции женщин в
него – выращивание детей, мужчин – в накопление рыночного капитала.
Концепция
Р. Беккера справедливо подвергается феминистской
критике за ее скрытые андроцентризм и приверженность патриархату.
Мы бы сказали, что у него, как и вообще в либерально-буржуазной
неоклассической гендерной экономике, имеет место апология
рыночных порядков – как будто бы исключительно рациональных –
и, соответственно, предполагается, что будто бы «рука рынка» сама
направляет гендерные отношения в сторону совершенства.
В действительности же капиталистический рынок, как убедительно
показывает марксистская гендерная экономика, сам по себе
имеет своим условием воспроизводство социального неравенства
женщин. Следовательно, нельзя не согласиться с марксистской экономической
гендерной теорией, что освобождение женщины сопряжено
с преобразованием рыночных отношений на социалистических
началах.
Стр.425
Рекомендуемая учебная литература
1. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.; Гардарики,
2004.
2. Современные философские проблемы естественных, технических
и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и
соискателей ученой степени / под ред. В.В. Миронова. М.: Гардарики,
2006.
3. История и философия науки: Основные имена и понятия:
учеб. пособие / В.И. Полищук, Б.В. Емельянов, В.Д. Губин и др. /
под ред. В.И. Полищука. М.: Prondo.RU, 2013.
4. Горохов В.Г. Технические науки: история и теория (история
науки с философской точки зрения). М.: Логос, 2012
5. Стёпин B.C., Горохов В.Т., Розов М.А. Философия науки
и техники. М.: Гардарики, 1996.
6. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.
М. .: Наука, 1998.
7. Мархинин В.В. О специфике социально-гуманитарных наук.
Опыт философики науки. М.: Логос, 2013.
Стр.426
Учебное издание
Мархинин Василий Васильевич
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Учебное пособие
Выпускающий редактор Ю.П. Голобокова
Корректура и верстка Ю.В. Халфиной
Оформление Т.В. Клейменовой
Подписано в печать 04.09.2014. Формат 60×90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 26,75.
Тираж 1000 экз. Заказ №
Стр.427
По вопросам приобретения и издания литературы обращайтесь:
111024, Москва, ул. Авиамоторная, д. 55, корп. 31, офис 305
Тел. (495) 981-51-12; 955-78-30
Электронная почта: universitas@mail.ru
Дополнительная информация на сайте http://www.logosbook.ru
Стр.428