Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы философии  / №3 2017

Викторианская философия науки: Уильям Хьюэлл (размышление над книгой) (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКасавин Илья Теодорович
Страниц11
ID590039
АннотацияФилософия науки возникла в Англии середины XIX в. и самоназвание получила благодаря Уильяму Хьюэллу – философу, ученому, священнику, педагогу. Его вклад в философию и науку оказывается тем значительнее, чем более осознается неточность его квалификации как индуктивиста. Хьюэлл искал срединный путь между Юмом и Кантом, между эмпиризмом и априоризмом и стремился построить философию науки как обобщение ее истории. Оставаясь долгие годы в тени более популярных коллег и соперников (Конт, Милль, Спенсер), он сегодня привлекает все большее внимание. Об этом свидетельствует и его книга, вновь переведенная на русский язык [Хьюэлл 2016], и недавно вышедшие работы Лауры Снайдер [Snyder 2011; Snyder 2014].
Касавин, И.Т. Викторианская философия науки: Уильям Хьюэлл (размышление над книгой) / И.Т. Касавин // Вопросы философии .— 2017 .— №3 .— С. 64-74 .— URL: https://rucont.ru/efd/590039 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

63–72 Викторианская философия науки: Уильям Хьюэлл (размышление над книгой)* И. Т. Касавин Философия науки возникла в Англии середины XIX в. и самоназвание получила благодаря Уильяму Хьюэллу – философу, ученому, священнику, педагогу. <...> Его вклад в философию и науку оказывается тем значительнее, чем более осознается неточность его квалификации как индуктивиста. <...> Хьюэлл искал срединный путь между Юмом и Кантом, между эмпиризмом и априоризмом и стремился построить философию науки как обобщение ее истории. <...> Об этом свидетельствует и его книга, вновь переведенная на русский язык [Хьюэлл 2016], и недавно вышедшие работы Лауры Снайдер [Snyder 2011; Snyder 2014]. <...> КАСАВИН Илья Теодорович – доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий сектором социальной эпистемологии Института философии РАН, главный редактор журнала Epistemology & Philosophy of Science, Москва. <...> Милля идеи примыкавшего к ним английского энциклопедиста – ученого, философа, теолога, литератора – Уильяма Хьюэлла (William Whewell, 1794–1866) также оказались востребованы, его переводили и читали (известные нам переводы на русский язык: [Юел 1837], [Уэвелл 1867–1869]. <...> После Октябрьской революции ситуация стала меняться; “индуктивизм” превратился в бранное слово с легкой руки догматических марксистов, вычитавших у Ф. Энгельса <...> William Whewell, his communication circle and the effects for the 20th centry”. <...> ). Эпоха Хьюэлла – это время профессионализации науки в Великобритании. <...> В качестве методологии исследований избирается индуктивизм У. <...> Фуллер, его главным образом помнят (не считая его религиозных интересов) как основателя исторического и философского исследования науки, хотя в свое время он был более всего известен борьбой за включение экспериментальных наук в университетский курс для поддержки естественной теологии [Фуллер 2005, 186]. <...> Личность Хьюэлла представляла собой коммуникационный перекресток, на котором физик встречался с лириком, М. Фарадей <...> Помогая Фарадею концептуализировать процесс <...>