Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока . <...> СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ . <...> Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. <...> Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. <...> Понятием «духовная культура» характеризуются духовная жизнь людей, ее результаты и средства. <...> Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека — в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. <...> Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. <...> Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. <...> Важным компонентом научной деятельности являются методологические установки познания. <...> Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. <...> Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. <...> Кроме того, понятие «методологические установки познания» теснейшим образом связано с понятием «научная картина мира». <...> Та часть содержания методологических установок познания, которая связана с характеристикой общих черт предмета познания данной науки, является одним из истоков научной картины мира. <...> К великим научным революциям можно причислить <...>
Концепции_современного_естествознания._Учебное_пособие..pdf
Концепции (смысл, определение): - определенный способ понимания -
основная точка зрения - ведущий замысел. Современное естествознание -
совокупность наук о природе.
«Концепции современного естествознания»
–
дисциплина,
включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные
вопросы естествознания, на его методологию и логику развития. Целью
дисциплины является помощь в овладении современной естественнонаучной
картиной мира, формировании подлинно научного мировоззрения и
осознании принципов и закономерной развития природы – от микромира до
Вселенной и Человека.
Представленое учебное пособие по курсу «Концепции современного
естествознания» раскрывают основные истрические этапы развития естествознания,
начиная с древнейших времен до XIX века.
Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям
и направлениям. Представляет интерес для преподавателей и специалистов в
гуманитарных областях знаний.
1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .................................. 3
Понятие культуры ......................................................................................................................... 3
Материальная и духовная культура ............................................................................................. 5
Наука как компонент духовной культуры .................................................................................. 8
Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.............................................. 9
Структура естественнонаучного познания ............................................................................... 14
1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С
ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА ............................................................................ 21
1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание ................................................................ 22
1.2. Путь к абстракции количества ............................................................................................ 24
1.3. Мифология ............................................................................................................................ 31
2. НАУКА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ДРЕВНОСТИ .................................................................. 40
2.1. Становление цивилизации ................................................................................................... 41
2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего
Востока ......................................................................................................................................... 65
3. СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ...................................................................................... 78
3.1. Особенности древнегреческой цивилизации ..................................................................... 79
3.2. Категория субстанции .......................................................................................................... 89
3.3. Физика и космология Аристотеля....................................................................................... 91
3.4. Античные воззрения на органический мир ........................................................................ 95
4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ................................................. 102
4.1. Особенности средневековой духовной культуры ........................................................... 103
4.2. Физические идеи Средневековья ...................................................................................... 111
4.3. Алхимия как феномен средневековой культуры ............................................................. 114
4.3. Религиозная трактовка происхождения человека ........................................................... 117
4.4. Историческое значение средневекового познания .......................................................... 119
5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ................................................ 120
5.1. Мировоззренческая революция Возрождения ................................................................. 121
5.2. Зарождение научной биологии ......................................................................................... 126
6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в :ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ
МЕХАНИКИ ............................................................................................................................. 134
6.1. Общие особенности познавательной деятельности в XVII в. ........................................ 135
6.2. Кеплер: три закона планетных движений ........................................................................ 139
6.3. Формирование непосредственных предпосылок классической механики — первой
фундаментальной естественнонаучной теории ...................................................................... 142
6.4. Нъютонианская революция ............................................................................................... 145
7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. .................................... 147
7.1. Общая характеристика развития физики ......................................................................... 148
7.2. Развитие астрономической картины мира ....................................................................... 165
7.3 Дарвиновская революция. .................................................................................................. 176
2
Стр.2