Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Концепции современного естествознания. Учебное пособие. (220,00 руб.)

0   0
Первый авторСоцков Евгений Алексеевич
ИздательствоИнститут законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
Страниц181
ID589587
Аннотация«Концепции современного естествознания» – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития. Целью дисциплины является помощь в овладении современной естественно-научной картиной мира, формировании подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и закономерной развития природы – от микромира до Вселенной и Человека.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. Представляет интерес для преподавателей и специалистов в гуманитарных областях знаний.
Соцков, Е.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. / Е.А. Соцков .— Тула : Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2017 .— 181 с. — URL: https://rucont.ru/efd/589587 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока . <...> СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ . <...> Большая часть материальной культуры общества создана на базе науки, прежде всего достижений естествознания. <...> Научная картина мира всегда была и важнейшей составной частью мировоззрения человека. <...> Понятием «духовная культура» характеризуются духовная жизнь людей, ее результаты и средства. <...> Духовная культура связана с деятельностью, направленной на удовлетворение не материальных, а духовных потребностей человека — в развитии, совершенствовании внутреннего мира человека, его сознания, психологии, мышления, знаний, эмоций, переживаний и др. <...> Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. <...> Цель естествознания — описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. <...> Важным компонентом научной деятельности являются методологические установки познания. <...> Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. <...> Через методологические установки познания каждая наука включается в систему культуры в целом. <...> Кроме того, понятие «методологические установки познания» теснейшим образом связано с понятием «научная картина мира». <...> Та часть содержания методологических установок познания, которая связана с характеристикой общих черт предмета познания данной науки, является одним из истоков научной картины мира. <...> К великим научным революциям можно причислить <...>
Концепции_современного_естествознания._Учебное_пособие..pdf
Концепции (смысл, определение): - определенный способ понимания - основная точка зрения - ведущий замысел. Современное естествознание - совокупность наук о природе. «Концепции современного естествознания» – дисциплина, включающая в себя совокупность господствующих точек зрения на основные вопросы естествознания, на его методологию и логику развития. Целью дисциплины является помощь в овладении современной естественнонаучной картиной мира, формировании подлинно научного мировоззрения и осознании принципов и закономерной развития природы – от микромира до Вселенной и Человека. Представленое учебное пособие по курсу «Концепции современного естествознания» раскрывают основные истрические этапы развития естествознания, начиная с древнейших времен до XIX века. Для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и направлениям. Представляет интерес для преподавателей и специалистов в гуманитарных областях знаний. 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .................................. 3 Понятие культуры ......................................................................................................................... 3 Материальная и духовная культура ............................................................................................. 5 Наука как компонент духовной культуры .................................................................................. 8 Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.............................................. 9 Структура естественнонаучного познания ............................................................................... 14 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX ВЕКА ............................................................................ 21 1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание ................................................................ 22 1.2. Путь к абстракции количества ............................................................................................ 24 1.3. Мифология ............................................................................................................................ 31 2. НАУКА В ЦИВИЛИЗАЦИЯХ ДРЕВНОСТИ .................................................................. 40 2.1. Становление цивилизации ................................................................................................... 41 2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования и цивилизаций Древнего Востока ......................................................................................................................................... 65 3. СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ...................................................................................... 78 3.1. Особенности древнегреческой цивилизации ..................................................................... 79 3.2. Категория субстанции .......................................................................................................... 89 3.3. Физика и космология Аристотеля....................................................................................... 91 3.4. Античные воззрения на органический мир ........................................................................ 95 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ................................................. 102 4.1. Особенности средневековой духовной культуры ........................................................... 103 4.2. Физические идеи Средневековья ...................................................................................... 111 4.3. Алхимия как феномен средневековой культуры ............................................................. 114 4.3. Религиозная трактовка происхождения человека ........................................................... 117 4.4. Историческое значение средневекового познания .......................................................... 119 5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ ................................................ 120 5.1. Мировоззренческая революция Возрождения ................................................................. 121 5.2. Зарождение научной биологии ......................................................................................... 126 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в :ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ ............................................................................................................................. 134 6.1. Общие особенности познавательной деятельности в XVII в. ........................................ 135 6.2. Кеплер: три закона планетных движений ........................................................................ 139 6.3. Формирование непосредственных предпосылок классической механики — первой фундаментальной естественнонаучной теории ...................................................................... 142 6.4. Нъютонианская революция ............................................................................................... 145 7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XVIII -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. .................................... 147 7.1. Общая характеристика развития физики ......................................................................... 148 7.2. Развитие астрономической картины мира ....................................................................... 165 7.3 Дарвиновская революция. .................................................................................................. 176 2
Стр.2