Мир психологии
2018,№4 (96)
Содержание
От редколлегии. Человек и техника в структуре процесса исторического
выполнения социальнойэволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Человек и техника во взаимодействии
в творении исторического процесса
и антропологические истоки технического прогресса
Философские проблемы. Сущность
РозинВ.М. Техника. Социальность.Человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Попкова Н. В. Человек в техногенном мире: мировоззренческие
противоречияифилософскийпоиск . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Беляев В. А. Социокультурныйсмысл техники. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Воронин А. А. Обисторических основаниях техникиимышления . . . . . . . . 47
Ашмарин И.И. Стадиальный характер развития понятия прогресс . . . . . . . . 61
Человек и техника. Проблемы психологии и эргономики
Носкова О. Г. В проблемном поле инженерной психологии и эргономики
(введение) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Психологические проблемы создания и использования техники
Сергеев С. Ф. Психологические проблемы техногенной модификации
человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Ющенко А. С. Человек и робот — эргономические проблемы
коллаборативной робототехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
ВеличковскийБ. Б. Психологическиепроблемыкогнитивнойэргономики . . . 102
Человеческий фактор и психологические проблемы безопасности
ОбозновА. А., БессоноваЮ. В. Культура безопасности в техногенноммире . . . 115
СериковВ.В. Личностная надежность операторов
(на примере работников локомотивных бригад) . . . . . . . . . . . . . . . 123
Методы психологического изучения, оценки и развития профессионалов
Блинникова И. В., Ишмуратова Ю. А., Леонова А. Б. Оценка
компетентности профессионалов с использованием объективных
поведенческих показателей
(технологии регистрации движений глаз) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Третьяков В. П. Диагностические и развивающие методы в работе
с эксплуатационным персоналом производственных организаций
(на примере кадровой службы отечественной электроэнергетики) . . . . 141
Технологии развития и повышения мыслительного потенциала человека
АнисимовО. С. Языккак субъективнотехническое средствообщения . . . . . 151
Дмитриев С. В. Социокультурные методы и технологии формирования
многомерного внутреннего пространства личности, художественной,
спортивнойи образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
307
Стр.307
Научные и научнопрактические исследования
Самосознание в реализации самости как свойство человека
и открытие пространства Я
(продолжение обсуждения)
Микайлова И. Г. Историкофилософские и психологические аспекты
проблемыСамостии ее воспроизводства субъектом сознания . . . . . . . 181
Запекина В. В. Генез диалогичного отношенияЯ—близкий Другой . . . . . . 196
Семья как социальный организм. Проблемы воспитания
Бондырева С. К. Семья как действенная социальная структура
в условиях развития современного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Быстрицкая Е. В., Иванова С. С. Повседневная культура семьи
в условиях интернационализации образовательного пространства . . . . 215
Марков В. Н.Семейныйпотенциал студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Дармодехин С. В. Вопросы разработки новой методологии государственной
политики в области воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
В пространстве мыслительной деятельности
Дорфман Л. Я. Дивергентная креативность в дуальном формате
Сообщение 1. Введение понятия дивергентной креативности . . . . . . . 250
Оригинальные статьи
Мажуль Л. А. Развитие депрессии: влияние стресса и характера питания . . . 259
Юбилеи
Семенов И. Н. Науковедческая рефлексия векового развития российской
психологической науки (к 100летиюсоветской психологии) . . . . . . . 279
Нашиавторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
308
Стр.308
World of psychology
2018,№4 (96)
Table of contents
Editorial Note. Man and technology in the structure of the process of historical
implementation of social evolution . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Man and technology in interaction in the creation
of historical progress
Philosophical problems. Essence and anthropological sources of technical
of progress
Rozin V.M. Technique. Sociality.Man . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Popkova N. V. Man in the technogenic world: outlook contradictions
and philosophical search . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Belyaev V. A. Sociocultural meaning of technology. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Voronin A. A. On the historical basis of technology and thinking . . . . . . . . . . . . 47
Ashmarin I. I. Stadial nature of the development of the concept of progress. . . . . . . 61
Man and technology. Problems of psychology and ergonomics
Noskova O. G. In the problem field of engineering psychology and ergonomics
(introduction) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Psychological problems the creation and use of technology
Sergeev S. F. Psychological problems of artificial technological modification
of man . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Yuschenko А. S. Manand robot—ergonomic problems of collaborative robotics . . . 86
Velichkovsky B. B. Psychological problems of cognitive ergonomics . . . . . . . . . 102
Human factors and psychological safety issues
Oboznov A. A., Bessonova Yu. V. Culture of safety in the technogenic world. . . . . . 115
Serikov V. V. Personal reliability of the operator
(for example, workers of locomotive brigades) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Methods of psychological study, evaluation and development professionals
Blinnikova I. V., Ishmuratova Ju. A., Leonova A. B. The assessment
of professional competence using objective behavioral indicators
(eye movement recording technology) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Tretyakov V. P. Skills development and diagnostic methods of training operation
employees in industry (on the example of human resource service in Russian
electrical power industry) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Technology development and enhance the intellectual potensial of the human
Anisimov O. S. Language as a subjective and technical meanof communication . . . 151
Dmitriev S. V. Sociocultural methods and technologies of formation
multidimensional internal space of the individual, artistic, sports
and educational activities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
309
Стр.309
Scientific and practical research
Selfawareness in the realization of the self as human properties
and the opening of space I
(continued discussion)
Mikaylova I. G. The Selfconcept and functional dynamics of its reproduction:
historical, philosophical, and psychological aspects of the Selfproblem. . . . . 181
Zapekina V. V.Genesis of dialogical relationship I—close Other . . . . . . . . . . . 196
Family as a social organism. Parenting problems
Bondyreva S. K. Family as an active social structure in the development
of modern society . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Bystritskaya E. V., Ivanova S. S. The everyday family culture in the conditions
of educational space internationalization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Markov V. N. Family potential of students . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
Darmodekhin S. V. New Methodology Development Issues of the State Policy
in the Field of Education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
In the space of mental activity
Dorfman L. Ya. Divergent creativity in a dual mode. Part 1. The concept
of divergent creativity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Original articles
Mazhul’ L. A. Development of depression: influence of stress and character
of nutrition . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
Anniversaries
Semenov I. N. Reflexions of science studies on the centenary development
of Russian psychological science
(to the 100th anniversary of Soviet psychology) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
310
Стр.310
Мир психологии
2018,№4 (96)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Отношение как системное свойство человека. Сущность и процессуаль
ные характеристики. Масштабность в пространстве отношений человека.
2. Пространствовремя как действенные факторы в организации и разви
тии человека и общества.
3.Культура как способ бытия Человека. Ее содержательные и процессуаль
ные характеристики.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания,
мышления, самости, субъекта и субъектности, деятельности, восприятия,
проблемы психологии этнических отношений, экологии, проблемы образо
вания и воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие ре
зультаты исследований по другим психологопедагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социаль
ным и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
ő объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт TimesNewRoman, 14;
интервал 1,5);
ő библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный ре
сурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
ő обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые слова
на русском и английском языках;
ő рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере 1:1—
разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
ő статьяпринимаетсяв двухэкземплярах (распечаткаиэлектронныйвариант);
ő в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе (уче
ная степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный теле
фон, электронный адрес);
ő к статье прилагается рецензия специалиста;
ő редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
ő принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенно
му адресу редакции;
ő плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
ő в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотиви
рованный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
311
Стр.311
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
115191, Москва, 4й Рощинский прд, 9а.
Тел.: (495) 7969262, доб. 1301.
Email: esaiko@mpsu.ru
Мир психологии
2018, №4 (96)
Подписано в печать 17.12.2018. Формат 70ƀ100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 1 000 экз. Заказ № 0000
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.312