Мир психологии
2018,№2 (94)
Содержание
От редколлегии. Сознание как результат эволюции и условие социального
бытия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Сознание как феномен человеческого бытия
и условие жизни человека
К проблемной ситуации познания сознания
Аллахвердов В.М. Проблема сознания.Поиск путейрешения. . . . . . . . . . . 11
Акопов Г. В. Многомерность как фактор поликонцептуальности сознания
versus системнаяцелостность сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Процессуальные и структурнообразующие становления сознания
и его организующие свойства в обеспечении и организации жизни
человека
Абульханова К. А. Сознание личности какжизненная способность. . . . . . . . 30
ШадриковВ. Д. Вот «она»—«Я» (пробуждение сознания) . . . . . . . . . . . . . 36
Карпов А. В. Механизмы самосензитивности в организации сознания
(статья первая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Петренко В. Ф., Супрун А. П. Сознание и время
(Психологическийифизический аспекты) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Розин В. М. Проблема становления сознания: от коллективного
сакрального видения к личностному образу мира и себя . . . . . . . . . . . 76
Сергиенко Е. А. Становление сознания: эволюционнные
и онтогенетические перспективы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Реализация функций целостного сознания
Сознание и проблема реализации его функций
Анисимов О. С. Сознание: сущность и проявления в социокультурной
практике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Адамьянц Т. З. Технологии сознания: накопление —
или структурирование? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Леньков С. Л., Рубцова Н. Е. Функциональная природа сознания:
возможности интеграции субъектноинформационного
иметасистемного подходов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Карпов А. А. Метакогнитивный контроль регулятивных функций сознания 135
Белкин А. И., Чернышова Е. Л. Духовность (как особое измерение сознания)
в научной психологиии святоотеческой традиции . . . . . . . . . . . . . . 150
Жедунова Л. Г. Сознаниеи личностный кризис . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Улыбина Е. В. Место гендера в обыденном сознании: связь мужских
нормативных установок с верой в справедливыймир . . . . . . . . . . . . 162
Понимание в реализации функций сознания
Марков В. Н. Знание противпонимания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Мозгот В. Г. К проблеме понимания музыки
(от чувственного восприятия к осмыслению) . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
307
Стр.307
Волкова Н. Э., Холодная М. А. Понятийные способности как фактор
осознания ресурсных возможностей разных стратегий совладания . . . . 191
СелезневаЕ. В. Пониманиекакспособбытия:подлинноеилиизвращенное. . . 202
Феномен осознания
в выстраивании отношения к себе
КазаковЮ.Н. Моделирование условий осознания задач самостимуляции
резервов здоровья студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Осмысление сознания на исторической дистанции
Микайлова И. Г. Сознание и его функциональная динамика:
историкофилософскиеипсихологические аспекты проблемы сознания 230
Научные и научнопрактические исследования
О творческом компоненте познания и организации знаний
Онтодидактика в развитии творческого потенциала
Дмитриев С. В., Неверкович С. Д. Исследование «живых движений»
творческого человека в спорте, искусстве, образовании в контексте
онтодидактики.Часть 2. Онтодидактика решения двигательной задачи 258
ЭвансЭ., Быстрицкая Е. В. Модели организации научного исследования
магистрантов в РоссиииСША.Часть 1. Теоретический этап . . . . . . . . 272
Они остаются с нами
Семенов И. Н. А. Н. Леонтьев: известный и неизвестный:
рефлексивнокультурологическая персонология жизнетворчества
(к 115летней годовщине со дня рождения) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Нашиавторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
308
Стр.308
World of psychology
2018,№2 (94)
Table of contents
Editorial Note. Сonsciousness as a result of evolution and the condition
of social еxistence. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Consciousness as a phenomenon of human existence
and the condition of being of a person
To the problem situation of cognition of consciousness
Allakhverdov V.M. TheProblem of Consciousness. Search for Possible Solutions . . . 11
Akopov G. V. The problem of consciousness polyconceptuality . . . . . . . . . . . . . 21
The procedural and structural forms of the formation of consciousness
and its organizing properties in ensuring of human life
Abul’hanova K. A. Consciousness of the personaiity as vital ability . . . . . . . . . . . 30
Shadrikov V. D. This is «She»—«I» (awakening consciousness) . . . . . . . . . . . . 36
Karpov A. V. Mechanisms of SelfSensitivity in the Organization
of Consciousness (article one) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
Petrenko V. F., Suprun A. P. Consciousness and time
(psychological and physical aspects) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Rozin V. M. The problem of the formation of consciousness: from the collective
sacral vision to the personal image of the world and onself . . . . . . . . . . . . . 76
Sergienko E. A. The formation of consciousness: evolutionary and ontogenetic
perspectives . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Implementing the functions of a holistic consciousness
Consciousness and the problem its functions
Anisivov O. S. Consciousness: its essence and manifestations
in sociocultural practices . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Adamyants T. Z. Technologies of consciousness: is it accumulation or structuring? 114
Lenkov S. L., Rubtsova N. E. The functional nature of consciousness:
possibilities of integration of subjectinformation and metasystem approaches 123
Karpov A. A. Metacognitive Control of the Regulative Functions of Consciousness 135
Belkin A. I.,Chernyshova E. L. Spirituality (as special measurement of consciousness)
in scientific psychology and patristical tradition . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Zhedunova L. G. Consciousness and personal crisis . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Ulybina E. V. The place of gender in ordinary consciousness: the connection
of male normative attitudes with belief in a just world . . . . . . . . . . . . . . . 162
Understanding the realization of the functions of consciousness
Markov V. N. Knowledge versus understanding. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Mozgot V. G. To the problem of understanding music
(from sensory perception to comprehension) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182
Volkova N. E., Kholodnaya M. A. Conceptual abilities as a factor of awareness
of resource possibilies of different coping strategies . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Selezneva E. V. Awareness as a way of the existence: authentic or perverted. . . . . . 202
309
Стр.309
The phenomenon of awareness in building
a relationship with oneself
Kazakov Yu. N. Simulation of conditions of realization of tasks
of selfsimulation reserves student health. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
Comprehension of consciousness at a historical distance
Mikaylova I. G. Consciousness and Its Fun
ctional Dynamics: Psychological,
Philosophical, and Psychological Aspects of the Consciousness Problem . . . . 230
Scientific and scientificpractical research
About the creative component of knowledge and organization of knowledge
Ontodidactics in the development of creativity
Dmitriev S. V., Neverkovich S. D. Study of the creative person’s Living Movements
in sports, art, and education in the context of ontodidactics.
Part 2. Ontodidactics: of the solution of the motor task . . . . . . . . . . . . . . 258
Evans E., Bystritskaya E. V. Models of the organization of scientific research
of undergraduates in Russia and the USA. Part 1. Theoretical stage . . . . . . . 272
They stay with us
Semenov I. N. A. N. Leontiev: famous and unknown: reflexive
and culturological personology of lifecreation
(to the 115th anniversary of his birth) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
310
Стр.310
Мир психологии
2018,№2 (94)
В последующих номерах журнала «Мир психологии» будут обсуждаться
психологические и социокультурные аспекты следующих проблем:
1. Самоотношение и самоопределение человека как индивида, субъекта,
личности.
2. Знаниевое пространство и мыслительный потенциал человека в обес
печении технического прогресса.
3. Масштабность в пространстве отношений человека.
4. Пространство и время в жизни человека и пространственновремен
ные характеристики человеческого бытия.
Кроме того, будут постоянно рассматриваться проблемы сознания,
мышления, восприятия, деятельности и проблемы психологии этнических
отношений, экологии, обучения, воспитания растущих людей и др.
Одновременно мы ждем ваши статьи, раскрывающие, обобщающие ре
зультаты исследований по другим психологопедагогическим вопросам, а
также оригинальные статьи по психологическим, педагогическим, социаль
ным и философским проблемам человека и общества.
Приглашаем вас к участию в работе нашего журнала.
Правила оформления статей:
объем до 1 п. л. с четкой нумерацией страниц (шрифт TimesNewRoman, 14;
интервал 1,5);
библиографический перечень приводится в конце текста в алфавитном
порядке (в тексте в квадратных скобках дается порядковый номер и, при
необходимости, страницы цитирования); при ссылке на электронный ре
сурс необходимо прилагать режим доступа и дату обращения;
рисунки к статьям предоставляются отдельными файлами при размере 1:1—
разрешение 300, формат dpi tiff или jpg без сжатия;
обязательно приводится аннотация объемом 9—12 строк и ключевые слова
на русском и английском языках;
статьяпринимаетсяв двухэкземплярах (распечаткаиэлектронныйвариант);
в конце статьи обязательны подпись и подробные сведения об авторе (уче
ная степень и звание, место работы и должность, адрес, контактный теле
фон, электронный адрес);
к статье прилагается рецензия специалиста;
редколлегия подвергает рукописи экспертной оценке;
принимаются только те статьи, которые направлены по нижеприведенно
му адресу редакции;
плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается;
в случае отказа в публикации статьи редакция направляет автору мотиви
рованный отказ.
Редколлегия рукописи не возвращает.
311
Стр.311
Подписной индекс
в общероссийском каталоге
«Роспечать»: 47110
Адрес редакции:
115191, Москва, 4й Рощинский прд, 9а.
Тел.: (495) 7969262, доб. 1301.
Email: esaiko@mpsu.ru
Подписано в печать 18.06.2018. Формат 70 100/16.
Усл. печ. л. 25,28. Тираж 1 000 экз. Заказ №0000
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ФГУП Издательство «Известия» УД П РФ
127254, Москва, ул. Добролюбова, 6.
Контактный телефон: 8 (495) 6503880
http://izv.ru
Стр.312