Из Лукановой "Фарсалии"
Биографическая справка
Федор Федорович Иванов (1777--1816) родился в семье обедневшего генерал-майора, бывшего
приближенного императрицы Елизаветы. <...> Зато с большим успехом шла пьеса Иванова
"Семейство Старичковых", "посредством которой хотели отмстить за себя злонамеренным иностранцам
истинная любовь к отечеству и музы искусств отечественных, столь недостойно пренебрегаемые
некоторыми ослепленными приверженцами ко всему иноземному". <...> Однако "ювеналовская" поэзия Иванова до нас не дошла. <...> БАТЮШКОВА В АРМИЮ
Питомец юный муз,
Сын неги и прохлады! <...> Увы! зрю, шлем пером и сталью твой блистает,
Звучит булатный меч;
Мысль не в жилище валк витает,
Живет в боях среди кровавых сеч;
Пуста и кверху дном, зрю, чаша круговая,
И пиршествен разбит фиял,
И лира на стене забыта золотая,
И пальмовый венок завял. <...> Пусть над тобой витает добрый дух,
Хранит тебя в боях кровавых
И шепчет на ухо об нас;
Не позабудь друзей средь бранной славы. <...> РОГНЕДА НА МОГИЛЕ ЯРОПОЛКОВОЙ
Перестаньте, ветры бурные,
Перестаньте бушевать в полях;
Тучи грозные, багровые,
Перестаньте крыть лазурь небес! <...> Месяц ясный, как серебрян щит
Друга, милого душе моей,
На лазури стал и смотрится
В зыбки волны тиха озера. <...> Вижу сосны те печальные,
Что склоняют ветви мрачные
Над могилой друга милого;
Черны тени их, угрюмые,
Разостлалися в душе моей. <...> О любезный друг души моей,
Из пригожих всех прелестнейший,
Глас чей слаще соловьиного,
В рощах он когда любовь поет;
Разговор был чей приятнее
Звуков арфы златострунныя;
Чей в боях меч, будто молния,
Белый огнь струит по ребрам гор,
Рассекая так щиты врагов. <...> Вижу друга я в стальной броне
И чело высоко, гордое,
Тяжким шлемом осененное;
Щит серебрян со насечкою,
В нем играет луч полуденный;
Острый меч звучит в златых ножнах,
А ужасное копье твое
Страх родит в сердцах бестрепетных;
Смертью лук самой натянутый,
За плечьми колчан каленых стрел. <...> Скоро ль смерть <...>
Стихотворения.pdf
Ф.Ф. Иванов
Стихотворения
Библиотека поэта. Второе издание
Поэты 1790-1810-х годов
Вступительная статья и составление Ю. М. Лотмана
Подготовка текста М. Г. Альтшуллера.
Вступительные заметки, биографические справки и примечания М. Г. Альтшуллера и Ю. М.
Лотмана
Л., "Советский писатель", 1971
Оригинал здесь -- http://www.rvb.ru
СОДЕРЖАНИЕ
Биографическая справка
132. На отъезд К. Н. Батюшкова в армию
133. Рогнеда на могиле Ярополковой
135. Песнь великому вождю героев
136. Разговор Катона с Брутом. Из Лукановой "Фарсалии"
Биографическая справка
Федор Федорович Иванов (1777--1816) родился в семье обедневшего генерал-майора, бывшего
приближенного императрицы Елизаветы. Обучался Иванов в гимназии при Московском университете. В
1794 году он был выпущен во второй морской полк капитаном и принял участие в морской кампании
против Швеции. В 1797 году вышел в отставку, однако материальные трудности заставили его через два
года вернуться на службу, на этот раз в один из московских департаментов.
Литературные интересы проснулись у Иванова поздно: около 1803 года он попал, на правах
ученика и дилетанта, в кружок Мерзлякова, Буринского, Грамматина. "Он часто признавался, -вспоминал
позже Мерзляков, -- что начал только учиться в дружеском кругу нашем".1 Одновременно
начали развиваться его театральные интересы. Он сблизился с известными актерами того бремени и,
видимо, с театральным кружком Сандуновых. Под влиянием радикальных настроений, царивших в этих
кругах, Иванов перевел с французского трагедию Ламартельера "Робер, атаман разбойников" (русское
название -- "Разбойники") -- переработку драмы Шиллера и написал оригинальную трагедию "Марфа
Посадница" -- одно из наиболее ярких явлений преддекабристской "гражданственной" школы в
литературе 1800-х годов. "Обе пиесы имели одинаковую участь: их не пустили на, сцену по неизвестным
некоторым причинам",2 т. е. из-за цензурного запрета. Зато с большим успехом шла пьеса Иванова
"Семейство Старичковых", "посредством которой хотели отмстить за себя злонамеренным иностранцам
истинная любовь к отечеству и музы искусств отечественных, столь недостойно пренебрегаемые
некоторыми ослепленными приверженцами ко всему иноземному".3 Общая позиция Иванова здесь
сближается с драматургией Крылова тех лет, отдельные сюжетные мотивы обнаруживают знакомство с
"Солдатской школой" Сандунова.
Поэтическое наследие Иванова, видимо, известно нам далеко не полностью. Друзья видели в нем в
первую очередь сатирика. Мерзляков находил в его стихах "силу мыслей и чувствований, иногда
обращенных в сторону критическую", и даже полагал, "что природа хотела образовать в нем строгого и
грозного Ювенала, но судьба не благоволила докончить начатого природой".4 Это сближало Иванова с
другим учеником Мерзлякова -- Милоновым. Однако "ювеналовская" поэзия Иванова до нас не дошла.
Видимо, и на нее распространились "некоторые неизвестные причины", а рукописи Иванова погибли в
огне московского пожара, заодно уничтожившего и все остальное его бедное имущество. Последние годы
Стр.1