Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вопросы философии  / №2 2017

Феноменологическая редукция как прием (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЯмпольская
Страниц11
ID587289
АннотацияФеноменология и искусство очень близки; значит ли это, что феноменологическую деятельность можно попытаться описать в терминах эстетической теории? В настоящей статье предлагается интерпретация феноменологии Марка Ришира на языке русского формализма. Ришир радикализирует гуссерлевскую феноменологическую редукцию, вводя “гиперболическую редукцию”, которая служит своего рода “обнажением приема” (Якобсон, Томашевский), возвращающим предыдущей философской технике действенность. Условный, симулятивный, иллюзорный характер новой редукции выявляет искусственность и иллюзорность самотождественного Я. Внутреннее единство и самотождественность Я не даны изначально, а скорее сотворены; имея статус художественного творения, Я постоянно “мерцает” между “понарошку” и “взаправду” (Шкловский), между бытием и небытием
Ямпольская, А.В. Феноменологическая редукция как прием / А.В. Ямпольская // Вопросы философии .— 2017 .— №2 .— С. 195-205 .— URL: https://rucont.ru/efd/587289 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

195–205 А.В. Ямпольская Феноменологическая редукция как прием* Феноменология и искусство очень близки; значит ли это, что феноменологическую деятельность можно попытаться описать в терминах эстетической теории? <...> В настоящей статье предлагается интерпретация феноменологии Марка Ришира на языке русского формализма. <...> Ришир радикализирует гуссерлевскую феноменологическую редукцию, вводя “гиперболическую редукцию”, которая служит своего рода “обнажением приема” (Якобсон, Томашевский), возвращающим предыдущей философской технике действенность. <...> Условный, симулятивный, иллюзорный характер новой редукции выявляет искусственность и иллюзорность самотождественного Я. <...> Внутреннее единство и самотождественность Я не даны изначально, а скорее сотворены; имея статус художественного творения, Я постоянно “мерцает” между “понарошку” и “взаправду” (Шкловский), между бытием и небытием. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: французская феноменология, русский формализм, феноменологическая редукция, феноменализация, радикальное сомнение, Декарт, Марк Ришир, Шкловский. <...> Прошел год со смерти Марка Ришира – одного из самых важных мыслителей “третьего поколения” французской феноменологии. <...> Продолжая развивать высказанную в нашей совместной статье с Г. И. Чернавиным [Chernavin, Yampolskaya 2016] идею остранения как феноменологической практики, я предлагаю рассмотреть ришировскую концепцию гиперболизированной редукции как своего рода эстетизированную философскую практику или даже философский прием, обнажение которого позволяет явить, “сделать ощутимой” саму феноменологическую работу. <...> В начале “Феноменологических размышлений” Ришир определяет свой метод как “эстетическую” рефлексию – в том едином смысле слова αἴσθησις, объединяющем размышления о прекрасном и размышления о чувственном опыте, которые звучат у Канта, в наименовании “трансцендентальной эстетики” [Maldiney 1994, 186–187]. <...> Как и у его предшественника Анри Мальдине <...>