195–205 А.В. Ямпольская Феноменологическая редукция как прием* Феноменология и искусство очень близки; значит ли это, что феноменологическую деятельность можно попытаться описать в терминах эстетической теории? <...> В настоящей статье предлагается интерпретация феноменологии Марка Ришира на языке русского формализма. <...> Ришир радикализирует гуссерлевскую феноменологическую редукцию, вводя “гиперболическую редукцию”, которая служит своего рода “обнажением приема” (Якобсон, Томашевский), возвращающим предыдущей философской технике действенность. <...> Условный, симулятивный, иллюзорный характер новой редукции выявляет искусственность и иллюзорность самотождественного Я. <...> Внутреннее единство и самотождественность Я не даны изначально, а скорее сотворены; имея статус художественного творения, Я постоянно “мерцает” между “понарошку” и “взаправду” (Шкловский), между бытием и небытием. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: французская феноменология, русский формализм, феноменологическая редукция, феноменализация, радикальное сомнение, Декарт, Марк Ришир, Шкловский. <...> Прошел год со смерти Марка Ришира – одного из самых важных мыслителей “третьего поколения” французской феноменологии. <...> Продолжая развивать высказанную в нашей совместной статье с Г. И. Чернавиным [Chernavin, Yampolskaya 2016] идею остранения как феноменологической практики, я предлагаю рассмотреть ришировскую концепцию гиперболизированной редукции как своего рода эстетизированную философскую практику или даже философский прием, обнажение которого позволяет явить, “сделать ощутимой” саму феноменологическую работу. <...> В начале “Феноменологических размышлений” Ришир определяет свой метод как “эстетическую” рефлексию – в том едином смысле слова αἴσθησις, объединяющем размышления о прекрасном и размышления о чувственном опыте, которые звучат у Канта, в наименовании “трансцендентальной эстетики” [Maldiney 1994, 186–187]. <...> Как и у его предшественника Анри Мальдине <...>