ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
С.С. Антюшин
Л.Г. Горностаева
ФИЛОСОФИЯ
Учебник
Под редакцией
Москва
2016
Б
А
К
А
Л
А
В
Р
И
А
Т
Стр.1
УДК 347.73
ББК 67.402
Ф 51
Авторы:
Антюшин С. С., профессор кафедры философии и социально-гуманитарных
дисциплин Российского государственного университета правосудия, доктор
философских наук (введение, гл. 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 3–8, 9.2, 9.3, 10–21, глоссарий);
Горностаева Л. Г., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных
дисциплин Российского государственного университета правосудия, кандидат
искусствоведения (гл. 1.3, 2.3, 9.1, заключение).
Ф 51
Антюшин С. С., Горностаева Л. Г.
Философия: Учебник для студентов юридического вуза. — М.: РГУП, 2016.
ISBN 978-5-93916-500-6
Раскрываются генезис и формирование философского знания, его исторические типы,
формы существования; объект, предмет и структура философии, содержание ее основных
разделов, основные функции философии. Рассматриваются вопросы философского
осмысления природы, общества, человека, сознания, познания. Показаны достижения,
противоречия и динамика философского знания, которые в наиболее концентрированной
и обобщенной форме отражают характер, уровень и направленность развития человеческого
общества и отдельных его составных частей.
Адресуется студентам юридических вузов, занимающихся по основной образовательной
программе высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)
40.03.01 «Юриспруденция», получающих квалификацию (степень) выпускника
«Бакалавр», а также другим студентам, изучающим философию, лицам, поступающим в аспирантуру,
и всем тем, кто впервые знакомится с философским знанием.
© С. С. Антюшин, 2016
© Л. Г. Горностаева, 2016
ISBN 978-5-93916-500-6
© Российский государственный университет правосудия, 2016
Стр.2
Cодержание
Введение .................................................................8
РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Глава 1. Философия — универсальная форма отражения и объяснения
человеком действительности. ........................................... 12
1.1. Генезис философского знания. Основные виды мировоззрения ..... 13
1.2. Соотношение философии и других форм отражения мира. Типы
философского мировоззрения ....................................... 20
1.3. Формы существования и проявления философии.................. 25
Глава 2. Философия, круг ее проблем, функции, структура. Типология
философского знания
2.1. Объект и предмет и философии. Основные типы
философствования ................................................. 34
2.2. Основные функции философии .................................. 41
2.3. Структура философского знания ................................. 48
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Глава 3. Философия Древнего мира...................................... 57
3.1. Философия Древней Индии...................................... 58
3.2. Философия Древнего Китая...................................... 64
3.3. Философия Древней Греции ..................................... 69
Глава 4. Философия Средневековья и Возрождения...................... 86
4.1. Становление средневековой философии. Патристика .............. 87
4.2. Средневековая философия IX–XIV веков. ......................... 93
4.3. Философия эпохи Возрождения................................. 101
3
Стр.3
Философия
Глава 5. Философия Нового времени.................................... 110
5.1. Эмпиризм Ф. Бэкона и его развитие английскими философами
XVII–XVIII веков................................................... 112
5.2. Рационализм Р. Декарта. Философские учения Б. Спинозы
и Г. Лейбница...................................................... 117
5.3. Философия эпохи Просвещения. Ш. Монтескье, Вольтер,
Ж.-Ж. Руссо. ...................................................... 123
5.4. Французский материализм XVIII века ........................... 128
Глава 6. Квинтэссенция философской классики. Немецкая классическая
философия и ее развитие в XIX веке ................................... 133
6.1. Философская система И. Канта.................................. 135
6.2. Субъективно-идеалистическая философия И. Фихте.............. 140
6.3. Объективный идеализм Ф. Шеллинга ............................ 141
6.4. Объективный диалектический идеализм Г. Гегеля................. 143
6.5. Материализм Л. Фейербаха ..................................... 147
6.6. Развитие идей немецкой классической философии в западном
рационализме XIX века............................................. 150
Глава 7. Типы рационального отражения действительности
XIX–XX веков. Марксизм, позитивизм ................................. 155
7.1. Марксизм...................................................... 157
7.2. Основные этапы развития позитивизма ......................... 163
7.3. Некоторые философские рационалистские школы ХIХ — ХХ веков ... 169
Глава 8. Многообразие миропонимания XIX–XX веков.
От иррационализма к постмодернизму
8.1. Философия Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше. Философия жизни.... 173
8.2. Феноменология, экзистенциализм............................... 177
8.3. Формы «рационального» иррационализма ....................... 182
8.4. Разнообразие современных форм философии .................... 186
Глава 9. Основные этапы и особенности формирования русской философии
9.1. Источники русской философии и особенности ее периодизации... 191
9.2. Формирование русского философского мировоззрения
(XI–XVII вв.) ...................................................... 195
9.3. Становление философской мысли России (конец XVIII —
начало XIX века)................................................... 197
Глава 10. Основные направления и школы русской философии.......... 203
10.1. Русский материализм второй половины XIX — начала XX века ... 204
10.2. Русский идеализм второй половины XIX — начала XX века ...... 209
10.3. Отечественная философия ХХ века............................. 215
4
Стр.4
Cодержание
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ПРИРОДЫ И РАЗВИТИЯ
Глава 11. Бытие как проблема философии .............................. 223
11.1. Категория «бытие» в системе категорий онтологии .............. 224
11.2. Сущность и основные формы бытия............................ 229
Глава 12. Материя: сущность и формы.................................. 237
12.1. Некоторые (исторически сложившиеся) подходы к осмыслению
материи........................................................... 238
12.2. Уровни и формы материи. Пространство и время................ 244
Глава 13. Философия развития
13.1. Движение и развитие как важные философские категории ....... 253
13.2. Принципы, законы и категории диалектики..................... 262
Глава 14. Система как форма бытия; сущность, типы, механизм развития
систем ................................................................ 269
14.1. Сущность, основные свойства и типы систем.................... 270
14.2. Самоорганизация — универсальный механизм эволюции........ 276
РАЗДЕЛ IV. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА, СОЗНАНИЯ
И ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Глава 15. Природа человека и смысл его существования................. 282
15.1. Проблемы антропогенеза. Различные взгляды на происхождение
человека .......................................................... 283
15.2. Сущность человека и его отличительные черты.................. 288
Глава 16. Сознание: происхождение, сущность и типы
16.1. Идеальное и сознание: вопросы соотношения и изучения ....... 292
16.2. Историко-философские типы трактовки сознания............... 294
16.3. Сущность, структура и функции сознания ...................... 299
Глава 17. Познание как проблема философии
17.1. Сущность, содержание и структура познания ................... 307
17.2. Уровни и методы познавательной деятельности ................. 313
17.3. Истина и практика как атрибуты познания...................... 319
Глава 18. Целенаправленная осознанная активность — главный
критерий и инструмент бытия человека ................................ 324
18.1. Преобразовательная деятельность — атрибут жизни человека.... 325
18.2. Смысл жизни человека ........................................ 330
5
Стр.5
Философия
РАЗДЕЛ V. ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Глава 19. Общество как предмет философского анализа ................. 337
19.1. Происхождение общества ..................................... 338
19.2. Сущность, структура и типология общества..................... 342
Глава 20. Общество как развивающаяся система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
20.1. Общество — социальная система............................... 356
20.2. Общественное развитие; подходы и проблемы .................. 362
Глава 21. Формы общественного сознания и проблемы регулирования
общественных отношений ............................................. 372
21.1. Формы общественного сознания ............................... 373
21.2. Мораль — важный механизм социальной регуляции............. 382
Глава 22. Право: сущность, проблемы осмысления и роль в социальном
развитии.............................................................. 390
22.1. Право — исторически необходимая форма социальной регуляции.... 391
22.2. Развитие юридической науки как важный компонент культуры
и условие совершенствования социальной регуляции ................ 399
22.3. Особенности становления и проблемы отечественной сферы
права ............................................................. 404
Глава 23. Проблемы современного общества и Россия в системе
макросоциальных отношений ......................................... 409
23.1. Глобальные проблемы современности .......................... 410
23.2. Глобализация как проблема современного мира ................. 416
23.2. Россия и процессы социальной эволюции....................... 422
Заключение ........................................................... 430
Литература............................................................ 432
Глоссарий. ............................................................ 434
Приложение
Рабочая программа (извлечение).................................... 455
Тесты ................................................................. 490
«Ключи» к тестам ..................................................... 513
Перечень схем
Схема 1. Мировоззрение и его типы ................................. 33
Схема 2. Предмет и основные формы философии ..................... 55
Схема 3. Структура и основные функции философского знания........ 56
Схема 4. Философия Древнего мира. Древнеиндийская философия..... 83
6
Стр.6
Cодержание
Схема 5. Философия Древнего мира. Древнекитайская философия ..... 84
Схема 6. Философия Древнего мира. Древнегреческая философия...... 85
Схема 7. Философия Средних веков ................................. 108
Схема 8. Философия эпохи Возрождения ............................ 109
Схема 9. Философия Нового времени ............................... 131
Схема 10. Философия эпохи Просвещения........................... 132
Схема 11. Немецкая классическая философия........................ 153
Схема 12. Немецкая классическая философия........................ 154
Схема 13. Философский рационализм ХIX–XX веков ................. 172
Схема 14. Западная философия XIX–ХХ веков ....................... 190
Схема 15. Основные этапы развития русской философии ............. 202
Схема 16. Русская философия XIX-ХХ веков ......................... 222
Схема 17. Бытие как проблема философии........................... 236
Схема 18. Материя: сущность и формы .............................. 252
Схема 19. Развитие ................................................ 268
Схема 20. Система ................................................. 281
Схема 21. Природа человека ........................................ 291
Схема 22. Сознание ................................................ 306
Схема 23. Познание ................................................ 323
Схема 24. Преобразовательная деятельность — атрибут жизни
человека .......................................................... 336
Схема 25. Общество ............................................... 354
Схема 26. Социальная система ..................................... 371
Схема 27. Формы общественного сознания и социальная регуляция
общества ......................................................... 389
Схема 28. Правовая схема .......................................... 408
Схема 29. Проблемы современного общества ........................ 429
Стр.7
Введение
Человек с момента его возникновения и до наших дней накопил огромный
опыт. Вся информация, полученная им за многие тысячелетия, постепенно
складывается в многоуровневую многоотраслевую систему, которая и есть
едва ли не самое главное его достояние. Без этого знания человек не был бы
самим собой, не отличался бы от животных.
Отказ от ранее накопленных знаний невозможен. Их нельзя забыть, пренебречь
ими или необоснованно исказить; это означало бы деградацию, дегуманизацию
человека (что, зачастую, и происходит, когда люди в корыстных
интересах пытаются фальсифицировать историю, занимаются плагиатом,
искажают нормы права). Но человек не просто сохраняет накопленные знания,
а с каждым годом добавляет в систему знаний все новые важные фрагменты.
Благодаря этому человек более полно и детально воспринимает окружающий
его мир, он развивается, становится мудрее.
«Человек» в подобном контексте означает не любого отдельного человека
(индивида), а все человечество, общество на всем протяжении его существования.
То есть в этом понятии «обобщаются» в единую динамичную социальную
систему все люди планеты прошлого и настоящего, жизнь которых заключается,
прежде всего, в общении, в преобразовании природы.
Одним и тем же понятием «человек» в разных случаях называют и все
человечество, и отдельного индивида недаром. Каждый представитель рода
человеческого похож на человечество в целом. Так же как и человечество,
индивид не существует вечно, а, появляясь на свет, получает возможность
развиваться, реализовать свои способности. Полнота самовыражения,
8
Стр.8
Философия
2. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая
собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, объединенных
взаимными интересами, нормами поведения и взаимодействия:
а) семья;
б) род;
в) племя;
г) общество;
д) государство.
3. Общественные отношения, это —
а) деятельность общественных организаций;
б) совокупность взаимодействий, взаимовлияний составных частей общества;
в)
отношения в процессе материального производства;
г) отношения соперничества между различными социальными группами;
д) отношение между отдельными индивидами.
4. Общество может быть (исключить лишнее):
а) открытым;
б) феодальным;
в) итальянским;
г) аграрным;
д) мезозойским.
5. Понятие «социальная система» чаще всего используют для обозначения:
а) человека;
б) семьи;
в) социального института;
г) общества, отдельной страны;
д) человечества.
6. Культура, прежде всего, отражает …
а) результаты тектонических процессов;
б) результаты жизнедеятельности человека;
в) параметры развития флоры и фауны;
г) совокупность этических принципов;
д) состояния конкретного отдельно взятого производства.
510
Стр.510
Тесты для самоконтроля
7. Конкретно-историческая качественная определенность социальной
системы, функционирующей по специфическим законам, в основе которых
лежит тот или иной способ общественного производства —
а) производительные силы;
б) общественно-экономическая формация;
в) цивилизация;
г) общественные отношения;
д) тип государства.
8. Система идеальных форм, образов, мнений, переживаний, усвоенных
большими группами людей, которые руководствуются этими представлениями
в своей жизни; отображение в духовной деятельности людей интересов, представлений
различных социальных групп, классов, наций, общества в целом —
а) общественное сознание;
б) общественное мышление;
в) общественное мнение;
г) культура;
д) общественная идеология.
9. Особый вид познавательной деятельности, направленной на формирование
системы объективных рационально обоснованных знаний о мире …
а) искусство;
б) религия;
в) правоведение;
г) дознание;
д) наука.
10. К основным функциям искусства не относится…
а) эстетическая;
б) познавательная;
в) дифференцирующая;
г) воспитательная;
д) интегрирующая.
11. Принятые обществом правила, регулирующие поведение, людей социальных
групп, общественные отношения …
а) правила дорожного движения;
б) уставы;
511
Стр.511
Философия
в) социальные нормы;
г) правила хорошего тона;
д) кодекс чести юриста.
12. Среди важнейших функций права называют …
а) эстетическая;
б) познавательная;
в) утешительная;
г) дифференцирующая;
д) социально-регуляционная.
13. Процесс возрастания взаимозависимости всех субъектов международных
отношений —
а) глобализация;
б) бифуркация;
в) эмансипация;
г) интеграция;
д) дифференциация.
14. Для улучшения внутренних и внешних условий социального развития
России следовало бы в первую очередь решать проблемы в области…
а) военной безопасности;
б) уровня правовой дисциплины должностных лиц, организаций, отдельных
граждан;
в) образования;
г) науки;
д) экономики.
Стр.512
«Ключи» к тестам
1. б)
2. в)
3. б)
4. б), д)
5. г)
6. г)
К ТЕСТУ ПО РАЗДЕЛУ I
7. г)
8. б), д)
9. в)
К ТЕСТУ ПО РАЗДЕЛУ II
Философия Древнего мира, Средних веков и Возрождения
5. в)
1. в)
2. г)
3. б)
4. б), в)
1. г)
2. б)
3. д)
1. а)
2. г)
3. в)
6. б); в); в); д)
7. г)
8. б)
9. в)
10. а)
11. д)
12. г)
5. а); в); д)
6. в)
4. д)
5. г)
6. б)
7. г)
8. б)
9. д)
13. б)
14. г)
10. д)
Философия Нового времени и Просвещения
4. б)
Западная философия конца XVIII–XX веков.
7. в)
8. а); б); г)
9. в)
10. а)
11. а)
12. а)
10. д)
11. б)
12. в)
513
Стр.513
Философия
Русская философия
1. г)
2. г)
3. г)
1. а)
2. в)
3. а)
4. в)
4. а)
5. б)
6. б), в), д)
5. б), г)
6. г)
7. д)
8. в)
1. б); в); г)
2. д)
3. д)
1. д)
2. г)
3. б)
4. д)
4. д)
5. в)
6. г)
7. а)
5. г)
6. б)
7. б)
8. а)
7. а)
8. г)
9. г)
К ТЕСТУ ПО РАЗДЕЛУ III
9. в), д)
10. в)
11. д)
12. г)
К ТЕСТУ ПО РАЗДЕЛУ IV
8. б)
9. г)
10. б)
11. г)
К ТЕСТУ ПО РАЗДЕЛУ V
9. д)
10. в)
11. в)
12. д)
13. а)
14 …
12. г)
10. д)
11. д)
12. б), д)
Стр.514
Учебное издание
Сергей Сергеевич Антюшин,
Людмила Геннадьевна Горностаева
ФИЛОСОФИЯ
Учебник
Редактор О.В. Лужина
Корректор Л.А. Запылаева
Оформление, верстка: А. А. Грач
Подписано в печать 05.09.2016. Формат 70×100 1
Усл. печ. л. 41,92. Тираж 750 экз.
/16
.
Российский государственный университет правосудия
117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69
Издательство
Российского государственного университета правосудия
Тел.: +7 (495) 332-51-44, 332-53-30
Стр.515