РИО ЯГПУ, 2018. – № 5. – 419 c. – ISSN 1813–145Х.
2018, № 5. – 500 экз.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
УЧРЕДИТЕЛИ:
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (главный
редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой теории и методики
профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора, ответственный
редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры культурологии Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора);
М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи
и воспитания РАО (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; В. В. Афанасьев, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор
педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой
педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка,
Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет г. Пуатье,
Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета;
Н. И. Воронина, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского
государственного университета им. Н. П. Огарева; В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания
РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии, профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских
наук, профессор, ректор Гуманитарного университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института
развития образования, г. Ярославль; А. В. Карпов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ,
Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой психологии труда и организационной психологии, декан факультета психологии
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры
Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский,
доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор
Университета Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук, профессор, заведующая
кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских наук, главный научный сотрудник,
руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор культурологии, главный научный сотрудник
Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики им. академика Н. П. Лаверова РАН, г. Архангельск; К. Э. Разлогов, доктор
искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова;
Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной
(коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук,
профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания биологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой
философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; И. В. Упениеце, доктор педагогических наук,
профессор Рижского университета им. П. Страдиньша; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского
государственного университета им. П. Г. Демидова; А. М. Ходырев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории
педагогики, проректор по научной работе Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Н. А. Хренов, доктор
философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, г. Москва; А. П. Чернявская, доктор
педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу, КНР; Ц. Чжан, доктор
исторических наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического университета, г. Пекин, КНР;
В. Д. Шадриков, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, научный руководитель департамента психологии
НИУ Высшая школа экономики; В. Т. Юнгблюд, доктор исторических наук, профессор, президент Вятского государственного университета; А. В. Юревич,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН; В. А. Янчук, доктор
психологических наук, профессор, декан факультета психологии Академии постдипломного образования, г. Минск, Беларусь
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим группам научных специальностей:
13.00.00 – педагогические науки; 19.00.00 – психологические науки; 24.00.00 – культурология
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные научные
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Адреса в интернете: http://yspu.org/ : http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http://vestnik.yspu.org /?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2018
© Авторы статей, 2018
Стр.2
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
FOUNDING PARTIES:
RIO YSPU, 2018. – № 5. – 419 p. – ISSN 1813–145X.
2018, № 5. – 500 pcs.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky
(Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and
Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editorin-Chief);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor,
Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor);
M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of Study of Childhood, Family and Education of the
Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); Ch. Abramson, Professor of the UniversityStillwater,
Oklahoma, USA; V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the
Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director
of the Institute of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky; T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Head of the Preschool Pedagogics and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of
the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University; N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the
Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov, Honoured Scientist of the Russian Federation;
V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy of Sciences;
T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute
of Education Development, Yaroslavl; A. V. Karpov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, corresponding member of Russian Academy of
Science, Honoured worker of science of the Russian Federation, Honoured worker of higher school of the Russian Federation, Head of the Labour
Psychology and Organizational Psychology Department, Dean of the Faculty of Psychology of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov;
I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian University,
Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of
P. Wladkowica Higher School, Plock, Poland; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of
Kurt Lewin Psychology, Germany; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training Philological
Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University,
Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher, Head of the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy
of the Russian Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, chief researcher of the Federal Research Center of Complex
Study of the Arctic region named after Academician of RAS N. P. Laverov, Arkhangelsk; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the
All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov, Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov,
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of
Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate
Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain;
L. N. Sukhorukova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the
Social Pedagogics and Organization of Work with Youth Department of Yaroslavl State Pedagogical University named ater K. D. Ushinsky; A. Yu.
Tikhonova, Doctor of Culturology, Associate Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Ulyanovsk State Pedagogical University
named after I. N. Uliyanov; I. V. Upenietse, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Riga University named after P. Stradinsh; V. P. Fedyuk,
Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; A. M. Khodyrev,
Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Theory and History of Pedagogics Department, Vice-Rector for Research of YSPU named after
K. D. Ushinsky; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute of Art Criticism, Moscow;
A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Humanitarian Institute of the University of Science
and Technology in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi, 1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor,
Director of the New World History Centre of the Institute of History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; V. D. Shadrikov, Doctor of Psychological
Sciences, Professor, Academician of Russian Academy of Education, Honored worker of science of the Russian Federation, research supervisor
of the Department of Psychology of NIU Higher School of Economics; V. T. Yungblyud, Doctor of Historical Sciences, Professor, President of
Vyatka State University; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian
Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences; V. A. Yanchuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor,
Dean of the Faculty of Psychology of Academy of Post-Degree Education, Minsk, Belarus
THE EDITORIAL BOARD
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results
of theses to get the academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology, and Mass Media
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
The Internet address: http: //yspu.org/; http: //vestnik.yspu.org/
Certificate of mass media registration:
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»:
http://vestnik.yspu.org/?page = athors_format
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2018
© Authors of articles, 2018
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5–2018
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Протанская Е. С. Профессиональная этика педагога в контексте национальной культуры _________________ 8
Фокин В. А. Содержательная вариативность межпоколенных проектов
как условие успешности социального воспитания школьников ____________________________________ 17
Борисова Т. С. Проблемные вопросы семейного воспитания и пути их решения _________________________ 24
Орехова Е. Я., Данилова И. С. Ответственность как аспект компетентностного родительства ______________ 32
Ходусов А. Н., Кононова С. А. Организация пространства подготовки специалистов
в учреждениях профессионального образования ________________________________________________ 40
Лукин О. В. Немецкие грамматисты в парадигме лингвофилософии
и лингводидактики Германии XIX столетия ____________________________________________________ 49
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Ансимова Н. П., Беляева О. А. Метапредметные образовательные результаты школьников
как основа формирования универсальных компетенций студентов _________________________________ 57
Афанасьев В. В., Рожков М. И. Математическая модель субъект-субъектных отношений педагогов и детей _ 71
Кузнецова И. В., Напалков С. В., Смирнов Е. И., Струк М. А., Тихомиров С. А. Веб-квесты
как средство проявления синергии в математическом образовании будущего педагога _________________ 79
Мирошкина М. Р., Веселова Н. Н. Опыт проектной деятельности образовательных учреждений
по развитию самоорганизации детей и взрослых ________________________________________________ 91
Байбородова Л. В. Концепция обеспечения доступности дополнительного образования
сельских школьников _______________________________________________________________________ 99
Уланова Г. А. Влияние организационной культуры образовательного учреждения
на формирование метапредметных компетенций обучающихся начальной школы ___________________ 110
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Белкина В. В., Макеева Т. В. Концепт универсальных компетенций высшего образования _______________ 117
Казакова Е. И., Тарханова И. Ю. Оценка универсальных компетенций студентов
при освоении образовательных программ _____________________________________________________ 127
Тарханова И. Ю., Харисова И. Г. Образовательные технологии формирования
универсальных компетенций студентов вуза ___________________________________________________ 136
Иванова Е. О. Формирование универсальных компетенций студентов
в процессе научно-исследовательской деятельности ____________________________________________ 146
Зайцева М. А., Энзельдт Н. В. Формирование универсальных компетенций студентов
в процессе воспитательной деятельности _____________________________________________________ 156
Кузнецова И. В. Преемственность общих компетенций ФГОС СПО
и универсальных компетенций ФГОС ВО _____________________________________________________ 167
Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Структура и способы оценивания
результатов высшего педагогического образования _____________________________________________ 174
Гребенюк Т. Б. Подготовка магистрантов педагогики к реализации проблемного обучения
в профессиональной педагогической деятельности _____________________________________________ 183
Красильникова Е. В. Использование лингвострановедческого материала
в процессе обучения русскому языку иностранных военных специалистов _________________________ 189
Дворяткина С. Н. Социально-экономический эффект интеграции математического, гуманитарного
и информационного знания при разработке вычислительных приложений __________________________ 194
4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Журавлев А. Л., Ковалева Ю. В. Глобальная психология: основные подходы к пониманию _______________ 201
Пископпель А. А. «Критическая онтология» Н. Гартмана и психическая реальность ____________________ 210
Морогин В. Г., Мазилов В. А. Методологические перспективы
палеопсихологической теории антропогенеза Б. Ф. Поршнева ____________________________________ 223
Журавлев А. Л., Галкина Т. В. Развитие научных представлений Я. А. Пономарева
в области психологии группового творчества __________________________________________________ 235
Varnon, Christopher A., Lang, Harley, Abramson, Charles I. Automated Research
in Comparative Psychology: Limitations and New Directions _______________________________________ 243
Митина О. В., Петренко В. Ф. Опыт использования психосемантической методики «Образ политического
лидера» для сопоставительных исследований восприятия имиджей политических деятелей ___________ 256
Корнеева Е. Н. Влияние субъектных особенностей на эффективность
и конструктивность образовательного взаимодействия __________________________________________ 270
Мустафина Л. Ш. Взаимосвязь представлений о совести и копинг-стратегий пожилых людей ___________ 277
Позняков В. П., Швайбович (Болдырева) Л. В. Виртуальное предпринимательство
как объект психологического исследования ___________________________________________________ 282
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Киященко Л. П. Философский ракурс изучения современной массовой культуры
(в оптике российского контекста) ____________________________________________________________ 289
Богатырев Д. К. Максим Горький в серии «Русский путь: pro et contra» _______________________________ 297
Щедрина Т. Г., Пружинин Б. И. Максим Горький – пролетарский писатель? (Писатель в русской
интеллектуальной культуре первой половины ХХ века) _________________________________________ 304
Закс Л. А. Горький: две ипостаси модернизма _____________________________________________________ 310
Болдырева Е. М. Философия босячества в раннем творчестве М. Горького ____________________________ 322
Ерохина Т. И. Феномен диалога в массовой и элитарной культурах: «Маскарад» В. Фокина ______________ 330
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Пермиловская А. Б. Культовая народная архитектура как явление русской национальной культуры
(по материалам Русского Севера и Арктики) __________________________________________________ 336
Мазилов В. А., Пефтиев В. И. Ипполит Тэн и развитие концепции цивилизации _______________________ 345
Новичкова Н. Ю. Социокультурная динамика провинциальной городской среды
в контексте правового регулирования градостроительства _______________________________________ 351
Федюк В. П. Красное и зеленое: российский либерализм в 1917 году _________________________________ 356
Сиземская И. Н. Провинция как социально-культурный феномен в творчестве М. Горького ______________ 361
Александрова М. В., Багновская Н. М. Стилистика советского плаката в современной массовой культуре __ 367
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Ильинская Т. Б. Научное общество как форма творчества ученых и социокультурный феномен ___________ 373
Киселева Н. В. Пограничность образа учителя в художественной культуре XX века _____________________ 379
Юрьева Т. В. Иконостасы русского зарубежья: иконописец и богослов Л. А. Успенский _________________ 385
Ивано, М. Воспитание межкультурной компетенции как цель высшего образования:
актуальность программы «Глобализация Японии» в Префектурном университете Ямагути ___________ 392
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Анализ результатов единого государственного экзамена по биологии 2017–2018 гг.
в Ярославской области ____________________________________________________________________ 399
Современный этап развития музыкальной культуры и образования ___________________________________ 406
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ____________________________________________________________________ 412
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 5–2018
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Protanskaya E. S. Professional Ethics and Teacher's Mission in the Context of National Culture _________________ 8
Fokin V. A. Content Variations of Intergenerational Projects
as a Condition of Schoolchildren’s Successful Social Education ______________________________________ 17
Borisova T. S. The Role of the Modern Family in the Formation of Children's Responsibility ___________________ 24
Orekhova E. Ya., Danilova I. S. Responsibility as an Aspect of Competence Parenting ________________________ 32
Khodusov A. N., Kononova S. A. Area Organization in Training of Specialists in Vocational Training Institutions ___ 40
Lukin O. V. German Grammarians in the Paradigm of Linguistic Philosophy and Linguodidactics
of XIX century Germany _____________________________________________________________________ 49
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Ansimova N. P., Belyaeva O. A. School Students’ Metasubject Educational Results
as a Basis to Form Students’ Universal Competences _______________________________________________ 57
Afanasiev V. V., Rozhkov M. I. A Mathematical Model of Subject-Subject Relations of Adults and Children _______ 71
Kuznetsova I. V., Napalkov S. V., Smirnov E. I., Struk M. A., Tikhomirov S. A. Web-Quests
as a Means of Manifestation of Synergy in Mathematical Education of the Future Teacher __________________ 79
Miroshkina M. R., Veselova N. N. Experience of Design Activities of Educational Institutions
to Develop Children and Adults’ Self-Organization ________________________________________________ 91
Baiborodova L. V. Concept of Ensuring Availability of Rural School Students’ Additional Education _____________ 99
Ulanova G. A. Influence of Organizational Culture upon Formation of Primary School Students' Metasubject
Competences in the Educational Organization ___________________________________________________ 110
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Belkina V. V., Makeeva T. V. Concept of Higher Education Universal Competences _________________________ 117
Kazakova E. I., Tarkhanova I. Yu. Assessment of Students’ Universal Competences
when Mastering Educational Programs _________________________________________________________ 127
Tarkhanova I. Yu., Kharisova I. G. Educational Technologies in Forming University Students’
Universal Competences _____________________________________________________________________ 136
Ivanova E. O. Formation of University Students’ Universal Competences in the Course of Research Activities ____ 146
Zaitseva M. A., Enzeldt N. V. Formation of Students’ Universal Competences
in the Course of Educational Activity __________________________________________________________ 156
Kuznetsova I. V. Continuity of FSES Secondary Vocational Education General Competences
and FSES Higher Education Universal Competences ______________________________________________ 167
Drobotenko Yu. B., Makarova N. S. Structure and Methods for Evaluating Higher Pedagogical Education Results _ 174
Grebenyuk T. B. Training of Future Masters in Pedagogy to Implement Problem-Based Learning
in Their Professional Activity ________________________________________________________________ 183
Krasilnikova E. V. Using of linguistic and country specific material in the course of training in Russian
as a foreign language of foreign military specialists _______________________________________________ 189
Dvoryatkina S. N. Socio-Economic Impact of Integration of Mathematical, Humanitarian
and Information Knowledge in the Development of Computing Applications ___________________________ 194
PSYCHOLOGY
Zhuravlev A. L., Kovaleva Y. V. Global Psychology: Main Approaches to Understanding _____________________ 201
Piskoppel A. A. «Critical Щntology» of Nicolai Hartmann and Psychic Reality _____________________________ 210
6
Стр.6
Morogin V. G., Mazilov V. A. Methodological Prospects of B. F. Porshnev’s Paleopsychologic Theory of
Anthropogenesis __________________________________________________________________________ 223
Zhuravlev A. L., Galkina T. V. Development of Ya. A. Ponomarev’s Scientific Ideas
in the Sphere of Group Creativity Psychology ____________________________________________________ 235
Varnon, Christopher A., Lang, Harley, Abramson, Charles I. Automated Research
in Comparative Psychology: Limitations and New Directions _______________________________________ 243
Mitina O. V., Petrenko V. F. Using a Psychosemantic Method «Image of a Political Leader»
for Comparative Research Perception of Political Leaders’ Image ____________________________________ 256
Korneeva E. N. Influence of Subject Features on Efficiency and Constructibility of Educational Interaction ______ 270
Mustafina L. Sh. Interrelation of Representations about Conscience and Coping Strategies of Elderly People _____ 277
Poznyakov V. P., Shvaibovich (Boldyreva) L. V. Virtual Entrepreneurship
as a New Type of Modern Entrepreneurship and the Object of the Psychological Research _________________ 282
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Kiyashchenko L. P. A Philosophical Perspective of Studying Modern Popular Culture
(in optics of the Russian context) ______________________________________________________________ 289
Bogatyrev D. K. Maxim Gorky in the Series «The Russian Way: Pro et Contra» ____________________________ 297
Shchedrina T. G., Pruzhinin B. I. Maxim Gorky – a Proletarian Writer?
(The Writer in the Russian Intellectual Culture of the First Half of the XXth Century) ____________________ 304
Zaks L. A. Gorky: Two Incarnations of Modernism ___________________________________________________ 310
Boldyreva E. M. Vagabondism Philosophy in M. Gorky’s Early Works ___________________________________ 322
Erokhina T. I. A Phenomenon of Dialogue in Popular and Elite Cultures: V. Fokin's «Masquerade» ____________ 330
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Permilovskaya A. B. Temple National Architecture as a Russian Traditional Culture Phenomenon
(on the Russian North and Arctic Materials) _____________________________________________________ 336
Mazilov V. A., Peftiev V. I. Hippolyte Taine and Development of the Civilization Concept ____________________ 345
Novichkova N. Yu. Socio-Cultural Dynamics of the Provincial Urban Environment
in the Context of Legal Regulation of Urban Development _________________________________________ 351
Fedyuk V. P. Red and Green: Russian Liberalism in 1917 ______________________________________________ 356
Sizemskaya I. N. Province as a Socio-Cultural Phenomenon in M. Gorky’s Works __________________________ 361
Aleksandrova M. V., Bagnovskaya N. M. Stylistics of the Soviet Poster in Modern Mass Culture ______________ 367
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Ilinskaya T. В. Scientific Society as a Form of Scientists’ Creativity and a Socio-Cultural Phenomenon __________ 373
Kiseleva N. V. The Limits of the Teacher’s Image in the Art Culture of the XX century _______________________ 379
Yurieva T. V. Iconostases of the Russian Abroad: Icon Painter and Theologian L. A. Uspensky _________________ 385
Iwano, M. Intercultural Personality as a Goal of Higher Education: Relevance of the Program «Go Global Japan»
in Yamaguchi Prefectural University ___________________________________________________________ 392
SCIENTIFIC LIFE
The Analysis of the Biology Unified State Exam Results in 2017–2018 in the Yaroslavl region _________________ 399
The Modern Stage of Musical Culture and Education Development ______________________________________ 406
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS ________________________________________________________ 416
7
Стр.7