№ 26 УДК: 316.74:37 DOI статьи: 10.17238/issn2221-2698.2017.26.136 Специфика жизни и педагогической деятельности на Крайнем Севере (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович, доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель Тюменского государственного университета, академик Российской академии образования. <...> Ефимова Галина Зиновьевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии. <...> Аннотация: Проживание на территории Крайнего Севера (и приравненных к нему территориях) имеет свою специфику, которая отражается на всех сторонах жизни населения. <...> В статье рассматриваются природно-климатические особенности Заполярья и специфика трудового процесса местных жителей (на примере учителей). <...> Проведён обзор статистики и образовательной политики органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа, представлены результаты социологического исследования учителей региона (анкетный опрос). <...> Представлен анализ сроков проживания населения на Крайнем Севере, определена степень социальной укоренённости педагогов, представлена оценка основных факторов, детерминирующих интерес мигрантов к работе в северной школе, и основные мотивы переезда на Крайний Север. <...> Материалы социологического исследования показывают в целом удовлетворительные оценки учительством, условиями и качеством жизни, что позволяет прогнозировать их дальнейшее закрепление на территории ЯНАО, динамичное и устойчивое развитие автономного округа. <...> Полученные результаты применимы в деятельности органов управления общим образованием. <...> Ключевые слова: учитель, педагог, общеобразовательная школа, Крайний Север, Полярный круг, качество жизни, социологический портрет учителя, удовлетворённость трудом, социология образования Specifics of life and pedagogical activity in the Far North (in terms of the Yamalo-Nenets Autonomous District) Gennady F. <...> The analysis of periods of 136 Арктика и Север. <...> Keywords: teacher <...>