Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПопов Алексей Васильевич
ИздательствоТип. Ун-та
Страниц415
ID58587
Попов, А.В. Влияние церковного учения и древнерусской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период / Соч. Алексея Попова; А.В. Попов .— : Тип. Ун-та, 1883 .— 415 с. — URL: https://rucont.ru/efd/58587 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Влияние_церковного_учения_и_древнерусской_духовной_письменности_на_миросозерцание_русского_народа,_и_в_частности_на_народную_словесность,_в_древний_допетровский_период.pdf
Стр.1
• -ss J A /уйЯНІ Е ЦІРКОВІІАГО УЧЕНІЯ и ДРЕВНЕ-Р ССКОІ РОВНОЙ ШСЬМЕННОСШ ІІА МІР0С03ЕРЦАНІЕ РУССКАГО НАРОДА Н ВЪ ЧАСТНОСТИ НА НАРОДНУЮ СЛОВЕСНОСТЬ, 1\ ДРЕВНІЙ ДО ПЕТРОВСШ ПЕРІОД. С 0 Ч И Н Е Н I К АЛЕКСЪ Я ПОПОВА. y л ' К A 3 A Н Ь. Типографія Иіі п раторокаг о Уииввронтіта 18 83.
Стр.2
дн Опред леніемъ Сов та Казанскоіі духовпой акадеиіи печатать разр - шается февраля \0-то дпя 1883 года. Ректоръ академіи, протоіергі А. В.іпдымірскій. % 2007043167
Стр.3
Дреіше-русскіе аиссате.ш, обыкновенно, обвиняли русскій народъ въ двоев ріи и язычеств . Уб жденіе, что русскій народъ двоев ренъ и даже бол е—съ принятіемъ христіанства, по прежнему, остался язычникомъ, разд лялось многими во весь періодъ его христіанской исторіи. А н которыс и въ настоящее время даже готоіш признать его язычникомъ. Но при изученіи словесныхъ произведеній русскаго народа, въ которыхъ вылился его духъ, его задушевныя уб жденія и исіфеннія в рованія, его чаянія и идеалы, нельзя не зам тить, что народъ, со временн принятія христіанства, сд^лалъ громадный шагъ впередъ по пути своего религіозваго и нравственнаго образовавія. Правда, въ ыіросозерцаніи русскаго народа мы найдемъ не мало элементовъ языческихъ; но это только жалкіе остатки стараго язычестві, въ большинств случаевъ уже утратившіе свой прежній смыслъ,—я за нихъ въ настоящее время нельзя обвинять русскіи народъ въ язычеств : они неизб жная переходная ступен[> къ чистому христіанству. И не у русскаго только, а и у всякаго другаго христіаескаго народа христіанскія понятія въ масс прививались не вдругъ, языческія суев рія держались долго. Только поголовное систеиатическое образованіе можетъ сд лать полный переворотъ въ міросозерцаніи народа. А образаванія-то на Руси и не было почти—мы не говоримъ уже—систеиатическаго, даже мало-мальски сноснаго, Небольшое образованіе им ли возможеость получать не очень многія лица. Такимъ образомъ, пъ силу уже историчосіси 1*
Стр.4
I сложивпшхся усЛовій, усвоеніе христіанскихъ понятій русскидіъ народомъ должно было происходить медленно. Но за то—нужно соанаться—тхрисгіанскія понятія переваривались ы усвоивались русскимъ народолъ глубоко и входили, такъ сказать, въ плоть и кровь его духовной природы, т сн йіішыъ образомъ переплегались и связывалйсь со ве мъ складомъ его врззр БІй. Обыкновенно, высокія истиаьт христіанскія сначала схватыва- ; лись народомъ только съ своей вн шней стороны, въ ісакомъ .іибо отношеніи им вшей сходство съ прехними воазр ніями; потомъ народъ бол е и бол е знакомился съ христіанскимп понятіямп, поннмалъ ихъ і іубл:е и наконецъ усволлъ ихъ (ісонечно зіа н которыми исключеніями) во всей ихъ чистот и глубин . Между т мъ языческія в рованія мало по малу торяли сное значеніе. пока одни не утратили ого соворшенно, и но отошли въ область сказокъ и вымыслопъ, а другіо не приняли колоритъ, далеко отличаюіцій ихъ отъ ихъ преяшяі'0 вида. Что же касается язычесісихъ обычаевъ, то миогіе изъ нихъ д йствительно сохраЕИлись до настоящаго временн. но они тоже утрптили свой религіозный смыс.іъ, совершаюгся по привычк и составляютъ для нарі)да не бол е, каі:ъ предметъ забавы и развл ченія. До іірйзванія на княженіе Рюрика русскій народъ былъ язычникомъ и находился почти въ дикоиъ состояніи. Be будучи въ состоякіи устроить своей общественной лсизни, онъ, какъ изв стео, обращается къ варягамъ и проситъ у нпхъ існязя. Съ прибытіемъ Рюрика, общественная жизнь русскаго ыарода начинаетъ складываться въ опред ленную форму, н вглработывается государственный организмъ. Нечего и добавлять, что этотъ государсгвенный организмъ носилъ 'чисто язычесіпй характеръ. Но такъ или иначе установившіяся сношенія сь Визаитіей, государствомъ хри/ стіанскимъ, не могли не отозваться если не въ ближайш мъ будущемъ, то, по крайней м р , въ отдаленныя времоыа на всемъ стро государственной. обіце
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Периодика по подписке
Антиплагиат система Руконтекст