Автоматика и телемеханика, № 2, 2017 c 2017 г. В.В. КОКШЕНЕВ, канд. техн. наук (vladimir_finf@mail.ru) П.А. МИХЕЕВ, канд. техн. наук (doka.patrick@gmail.com), С.П. СУЩЕНКО, д-р техн. наук (ssp.inf.tsu@gmail.com) (Томский государственный университет) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЫСТРОДЕЙСТВИЯ СЕЛЕКТИВНОГО И ГРУППОВОГО РЕЖИМОВ ПОВТОРНОЙ ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОТОКОЛА Предложена модель виртуального соединения, управляемого транспортным протоколом в режимах селективного и группового отказа в виде цепи Маркова с дискретным временем, учитывающая влияние протокольных параметров размера окна и длительности тайм-аута ожидания подтверждений, вероятности искажения сегментов в отдельных звеньях тракта передачи данных на пропускную способность транспортного соединения. <...> Проведен анализ зависимости пропускной способности управляющей процедуры от протокольных параметров, уровня ошибок в каналах связи, длительности круговой задержки. <...> Ключевые слова: транспортный протокол, тракт передачи данных, цепь Маркова, быстродействие виртуального соединения, размер окна, длительность тайм-аута. <...> Введение Важнейшим показателем качества взаимодействия сетевых приложений и используемого программно-технического обеспечения компьютерных сетей является пропускная способность транспортных соединений. <...> Данная операционная характеристика в значительной мере определяется транспортным протоколом и его параметрами — шириной окна и длительностью тайм-аута [1, 2]. <...> Но результаты получены только для однозвенного тракта передачи данных [2–5] либо только при существенных ограничениях на параметры протокола [6]. <...> Современные транспортные протоколы содержат большое разнообразие механизмов управления перегрузками [7]. <...> Имеется широкий спектр исследований [7–21] в области управления протокольными параметрами транспортного протокола с целью предупреждения и обхода перегрузок, ориентированный на построение моделей диагностики перегрузки по различным индикаторам <...>