Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Бедность и развитие ребенка (308,00 руб.)

0   0
АвторыАлександров Д. А., Иванюшина В. А., Маслинский К. А.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц393
ID584696
АннотацияКоллективная монография посвящена всестороннему анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а также на социальный статус и успешность во взрослом возрасте. Данное издание призвано познакомить читателя с подтвержденными результатами и нерешенными проблемами исследований в этой области. Отличительной особенностью книги является интегральное рассмотрение проблемы детского развития с точки зрения ряда смежных дисциплин: классической психологии, нейропсихологии, социологии, социальной экономики. В книге подробно охарактеризованы методы анализа и измерительные инструменты (тесты, опросники и другие методики количественной оценки), применяемые в подобных исследованиях, а также детально описаны программы раннего вмешательства и их последствия.
Кому рекомендованоКнига адресована как ученым, специалистам в разных областях знания, начиная от общественных наук и заканчивая нейробиологией, так и практикам, занимающимся проблемами детского когнитивного и языкового развития, дошкольного и школьного образования, а также читателям-неспециалистам, заинтересованным в разностороннем и современном взгляде на проблематику бедности.
ISBN978-5-9905759-3-6
УДК159.9(2)+316.3+364(37.03)
ББК88
Бедность и развитие ребенка : [коллективная монография] / ред.: Д.А. Александров [и др.] .— Москва : ЯСК, 2015 .— 393 с. — Библиогр.: с. 338-387; На тит. листе указ. изд-во: Рукописные памятники Древней Руси .— ISBN 978-5-9905759-3-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/584696 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Бедность_и_развитие_ребенка_.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Бедность_и_развитие_ребенка_.pdf
НациоНальНый исследовательский уНиверситет «высшая школа экоНомики» и развитие реБеНка Под редакцией БедНость Д. А. Александрова, В. А. Иванюшиной, К. А. Маслинского РуКоПИсные ПАМятнИКИ ДРеВней РусИ МосКВА 2015
Стр.2
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается.
Стр.3
Оглавление 1 О проблеме и книге в целом 8 Д. А. Александров, В. А. Иванюшина 1.1 Взгляд экономиста на детское развитие . . . . . . . . . 10 1.2 Доказательная образовательная политика раннего вмешательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3 Когнитивные и некогнитивные функции . . . . . . . . 16 1.4 Биологические ловушки бедности . . . . . . . . . . . . 19 1.5 Структура книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.6 После книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 2 Социально-экономический статус семьи и ребенок 29 В. А. Иванюшина 2.1 Как измеряется социально-экономический статус . . 30 2.2 Социально-экономический статус и доступ к ресурсам 33 2.3 Родительские практики . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.4 Эффекты соседства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.5 Социальный статус семьи и развитие: направление и механизм связи . . . . . . . . . . . . . . 39 2.6 Гены, когнитивное развитие и социальный статус . . . 41 3 Об измерении развития и семейной среды ребенка 46 З. А. Меликян, К. А. Маслинский 3.1 Измерительные характеристики стандартизованных тестов . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.2 Тесты интеллекта (IQ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.2.1 Тест Стэнфорд-Бине . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.2.2 Тесты Векслера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 3.2.3 Тесты IQ и модели интеллекта . . . . . . . . . . 52
Стр.4
4 Оглавление 3.2.4 Связь IQ по Векслеру и демографических показателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 3.3 Тесты способностей и достижений . . . . . . . . . . . . 58 3.4 Нейропсихологические тесты . . . . . . . . . . . . . . . 64 3.4.1 Подходы к нейропсихологическому тестированию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 3.5 HOME: наблюдения для измерения домашней среды . 74 3.5.1 История и содержание методики HOME . . . . . 75 3.5.2 Сферы применения HOME . . . . . . . . . . . . . 79 3.5.3 Применение HOME в России . . . . . . . . . . . 82 3.5.4 Кросс-культурное применение HOME . . . . . . 84 4 Бедность и ребенок до появления на свет 88 В. А. Иванюшина, Т. Н.Котова 4.1 Как низкий вес при рождении влияет на развитие ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . 89 4.1.1 Нейросенсорные нарушения и другие заболевания . . . . . . . . . . . . . . . 90 4.1.2 Низкий вес при рождении и развитие интеллекта . . . . . . . . . . . . . . . 92 4.2 Социальные навыки и адаптация ко взрослой жизни . 95 4.3 Долговременные последствия нарушений, связанных с низким весом при рождении . . . . . . . . 98 4.4 Социальные предпосылки низкого веса при рождении 100 4.5 Исследования в России и ближайшем зарубежье . . . . 106 4.6 Нерешенные вопросы и сложности интерпретации . . 109 4.7 Связь между поколениями и «ловушки бедности» . . . 110 5 Бедность и развитие мозга 115 Т. В. Ахутина, З. А. Меликян 5.1 Развитие высших психических функций у ребенка . . 116 5.1.1 Прицип социального генеза ВПФ . . . . . . . . . 117 5.1.2 Принцип системного строения ВПФ . . . . . . . 120 5.1.3 Принцип динамической организации и локализации ВПФ . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 5.1.4 Специфика развития ВПФ в детском возрасте . 124 5.1.5 Нейропсихологическая диагностика . . . . . . . 129 5.2 Социальная среда и когнитивный профиль ребенка . 131 5.2.1 Биологические и социальные факторы риска . 131 5.2.2 Нейропсихологический профиль бедности — работы М.Фара и коллег . . . . . . . . . . . . . . 134
Стр.5
Оглавление 5 5.2.3 Нейропсихологический профиль городских и сельских детей — работы В. М.Полякова . . . 137 5.3 Влияние среды на отдельные когнитивные функции . 142 5.3.1 Управляющие функции . . . . . . . . . . . . . . 142 5.3.2 Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 5.3.3 Зрительные и зрительно-пространственные функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 5.3.4 Вербальные функции . . . . . . . . . . . . . . . . 162 5.3.5 Энергетический блок . . . . . . . . . . . . . . . . 169 5.4 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 6 Язык и бедность 177 К. А. Маслинский 6.1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177 6.2 Социально-экономический статус и языковая среда . 182 6.2.1 Стратегии языковой социализации в низкодоходных сообществах . . . . . . . . . . 182 6.2.2 Бедность и усвоение языка: объяснительные модели . . . . . . . . . . . . . . 186 6.2.3 Механизмы влияния: в семье . . . . . . . . . . . 195 6.2.4 Механизмы влияния: вне семьи . . . . . . . . . 209 6.3 Речевое развитие: дефицит или отличие? . . . . . . . . 216 6.3.1 Дефицит vs. различие: к истории дискуссии . . 216 6.3.2 Инструменты измерения языковой компетенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 6.4 Языковой опыт и школьная социализация . . . . . . . 235 6.4.1 Ценности и установки . . . . . . . . . . . . . . . 235 6.4.2 Коммуникативная компетенция и академические успехи . . . . . . . . . . . . . . 237 6.4.3 Программы вмешательства . . . . . . . . . . . . 240 6.5 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 7 Ясли и детский сад 246 Е. А.Угланова 7.1 Роль детских учреждений в развитии ребенка: стадиальная и средовая модели . . . . . . . . . . . . . . 247 7.2 Индикаторы качества ухода за ребенком в детских учреждениях и методики их измерения . . . . . . . . . 251 7.3 Вклад семьи и детских учреждений в когнитивное развитие ребенка . . . . . . . . . . . . . 257 7.4 Исследования и социальная политика . . . . . . . . . . 262
Стр.6
6 8 Как помочь ребенку в раннем возрасте Оглавление 264 Т. В. Ахутина, Е. А. Бугрименко 8.1 Head Start . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 8.1.1 Содержание и формы реализации программы . 267 8.1.2 Оценка эффективности программы . . . . . . . 269 8.2 Программа Перри (Perry preschool study) . . . . . . . . 271 8.2.1 Содержание и формы реализации программы . 271 8.2.2 Организация программы . . . . . . . . . . . . . 273 8.2.3 Участники программы . . . . . . . . . . . . . . . 273 8.2.4 Методы оценки программы . . . . . . . . . . . . 274 8.2.5 Общие результаты оценки . . . . . . . . . . . . . 274 8.2.6 Обсуждение психолого-педагогических аспектов программы . . . . . . . . . . . . . . . . 278 8.3 Чикагские центры ребенка и родителей . . . . . . . . . 284 8.3.1 Организационная сторона программы . . . . . 285 8.3.2 Участники программы . . . . . . . . . . . . . . . 286 8.3.3 Методы оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 8.3.4 Основные результаты оценки . . . . . . . . . . . 288 8.3.5 Обсуждение данных . . . . . . . . . . . . . . . . 290 8.4 Проект начального образования штата Каролина . . . 291 8.4.1 Дошкольная программа . . . . . . . . . . . . . . 291 8.4.2 Организация программы . . . . . . . . . . . . . 292 8.4.3 Программа для начальных классов школы . . . 292 8.4.4 Кадры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 8.4.5 Участники программы . . . . . . . . . . . . . . . 293 8.4.6 Организация и методы оценки . . . . . . . . . . 294 8.4.7 Основные выводы исследования по оценке программы . . . . . . . . . . . . . . . 296 8.4.8 Обсуждение данных . . . . . . . . . . . . . . . . 300 8.4.9 Профилактика противоправных действий . . . 302 8.5 Программа «Орудия ума» . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 8.5.1 Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . 306 8.5.2 Организация исследования эффективности . . 311 8.5.3 Обучение преподавателей и точность преподавателей в следовании программе . . . 312 8.5.4 Участники программы . . . . . . . . . . . . . . . 314 8.5.5 Методы оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 8.6 Отечественные программы развивающего обучения . 320 8.6.1 Программа «Развитие» . . . . . . . . . . . . . . . 322 8.6.2 Программа «Истоки» . . . . . . . . . . . . . . . . 323 8.6.3 Программа «Золотой ключик» . . . . . . . . . . 324
Стр.7
Оглавление 7 8.7 Нейропсихологические методики в российских программах коррекции . . . . . . . . . . 325 Список литературы Сведения об авторах 338 388
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ