Иван Игнатьев
О НОВОЙ РИФМЕ
Оригинал здесь: "Серебряного века силуэт... <...> До сих пор были в обращении следующие созвучия стихов: <...> Мужские (ямбические) -- ударение на последнем слоге (Доска -- тоска). <...> Женские (хореические) -- ударение на предпоследнем слоге (Индеец -- гвардеец). <...> Дактилические -- ударение на предпоследнем, третьем от конца, слоге (Холодная -природная). <...> Гипердактилические -- ударение на четвертом слоге от конца (Томительного -- упоительного). <...> В отпечатанной на днях эгофутуристической эдиции мы находим новое в области рифмы. <...> .
Любое из этих слов может рифмоваться с любым своим соседом. <...> Кроме cero рифмуются: между собою "плавные" буквы - м-н-л-р: нам -- озон
ель -- дар. <...> А также "твердо-мягкие" гласные:
глаза -- дитя
добро -- ее
какаду -- юлю
мы -- огни (Mimi). <...> Богатый материал для перетасовки дают "дифтонги" (независимо от метра стиха): рай -- дорогой - струй -- дальний -- эй -- лентяй -- горюй. <...>
О_новой_рифме.pdf
Иван Игнатьев
О НОВОЙ РИФМЕ
Оригинал здесь: "Серебряного века силуэт..."
До сих пор были в обращении следующие созвучия стихов:
1. Мужские (ямбические) -- ударение на последнем слоге (Доска -- тоска).
2.Женские (хореические) -- ударение на предпоследнем слоге (Индеец -- гвардеец).
3. Дактилические -- ударение на предпоследнем, третьем от конца, слоге (Холодная -природная).
4.
Гипердактилические -- ударение на четвертом слоге от конца (Томительного -- упоительного).
5. Белые (или чужие).
6. Дактило-хореические (Ария -- тротуаре).
7. Внутренние (3. Гиппиус "Неуместные рифмы").
8. Передние. Как контраст тривиальным задним рифмам (Ibid).
9. Тавтологические (Улыбаюсь -- стен -- улыбаюсь -- измен).
10. Полурифмы (Полубелые рифмы), а-b-с-b; а-b-а-с.
11. Ассонансы (Надсон -- признаться).
12. Диссонансы (Театр -- перламутр -- пюпитр -- смотр -- люстр).
По подразделениям: а. Синонимы. b. Однокоренные рифмы. с. Глагольные. d. Существительные.
е. Прилагательные. g. Составные ("спайные"). h. Монотонные (Одну -- сну -- волну etc).
В отпечатанной на днях эгофутуристической эдиции мы находим новое в области рифмы.
Автор книги придерживается, очевидно, следующей системы.
Гласные рифмы: глаза -- ее -- огни -- Mimi -- добро -- какаду -- мы -- они -- мэмэ -- юлю -- дитя.
Согласные рифмы: рак -- брег -- их; лап -- хлеб -- сив -- иф; бежать -- сыроед; дурач, мураш, пращ
-- еж; час, плац -- желез. (Гортанные, губные, зубные).
Любое из этих слов может рифмоваться с любым своим соседом.
Кроме cero рифмуются: между собою "плавные" буквы -м-н-л-р:
нам -- озон
ель -- дар.
А также "твердо-мягкие" гласные:
глаза -- дитя
добро -- ее
какаду -- юлю
мы -- огни (Mimi).
Богатый материал для перетасовки дают "дифтонги" (независимо от метра стиха): рай -- дорогой -
- струй -- дальний -- эй -- лентяй -- горюй. (При условном же метре "дифтонги" диссонансят).
Стр.1