ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: Национальная память К. Г. Фрумкин АЛЬТЕРНАТИВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА КАК ФОРМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Ключевые слова: История, историкоцентризм, культура, ценности, фантастика, альтернативно-историческая фантастика, революция, ценностно-технический подход, попаданцы, сценарии, ретромоделирование, если-публицистика. <...> Статья посвящена альтернативно-исторической фантастике (АИФ) — жанру фантастической литературы, посвященному изображению альтернативных, не реализовавшихся сценариев мировой истории. <...> Показывается, что жанр является формой проявления исторической памяти и задействован в осмыслении национальной истории и выстраивании исторического мифа, что, в частности, связано и с тем, что настоящую популярность в России АИФ приобрела после распада СССР, когда вся российская культура получила явственно историко-центрический оттенок. <...> Популярность альтернативно-исторической фантастики тесно связана с ценностным отношением к истории, к оценке исторических событий как «позитивных» или «негативных» и нуждающихся в исправлении, при этом главной догмой АИФ является возможность ценностной ревизии истории через внесение технических изменений в ход событий, что можно назвать ценностно-техническим подходом. <...> Не будет большим преувеличением сказать, что примерно на рубеже © Фрумкин К. Г., 2016. <...> Фрумкин Константин Григорьевич — кандидат культурологии, заместитель главного редактора журнала «Компания» (Москва); ariel2@ mail.ru 1980-х и 1990-х гг. русская культура перестала быть литературоцентричной и стала «историоцентричной». <...> Конечно, альтернативно-историческая фантастика не является русским изобретением и возникла гораздо раньше эпохи Перестройки. <...> Стоит при этом отметить, что в эту эпоху «Больших 60-х» и на западе пишутся известные романы об альтернативном сценарии Второй мировой войны — это «Человек в высоком замке» Филиппа Дика и «Фатерланд» Роберта Харриса. <...> В 1981 г. Василий <...>