А. Н. Туполева, г. Казань Аннотация: Рассмотрена конструктивная схема неподвижного датчика воздушных сигналов и алгоритмы обработки информации бортовой системы измерения скорости и угла направления ветра относительно продольной оси вертолета на стоянке, взлетно-посадочных режимах и составляющих вектора истинной воздушной скорости при полетах. <...> Ключевые слова: вертолет, скорость и направление ветра, составляющие вектора истинной воздушной скорости, измерение, бортовая система, неподвижный датчик, алгоритмы обработки информации. <...> ВВЕДЕНИЕ Для предотвращения авиационных происшествий на стартовых и взлетно-посадочных режимах вертолета, при решении полетных и специальных задач необходима информация о величине и положении вектора ветра относительно продольной оси вертолета [1—3]. <...> При этом важной задачей является измерение параметров вектора истинной воздушной скорости вертолета, особенно при малых скоростях полета. <...> Измерение параметров вектора ветра и вектора истинной воздушной скорости на стоянке, при рулении и маневрировании по земной поверхности, при взлете и посадке, на режиме висения и в полете известными средствами [4, 5] ограничивается значительными аэродинамическими возмущениями, вносимыми вихревой колонной несущего винта, что определяет необходимость создания бортовых систем, максимально учитывающих специфику аэродинамики и динамики движения вертолета на всех этапах полета. <...> ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БОРТОВОЙ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ВЕКТОРА ВЕТРА И ВЕКТОРА ИСТИННОЙ ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ Учитывая специфику аэродинамики вертолета на стоянке и взлетно-посадочных режимах, при полете на малых скоростях, предложено для определения параметров вектора ветра и вектора истинной воздушной скорости использовать информацию аэродинамического поля вихревой колонны несущего винта, а ее восприятие осуществлять с помощью неподвижного комбинированного аэрометрического приемника <...>