60 РУССКАЯ РЕЧЬ 1/2017 О городской речевой среде © Н. И. КЛУШИНА, доктор филологических наук В статье поднимается проблема лингвоэкологии городского пространства. <...> Реклама, вывески магазинов, надписи на асфальте и многие другие окружающие нас тексты в определенной степени оказывают воздействие на нашу повседневную речь и на наше языковое сознание. <...> We analyze the problem of linguoecology of surrounding us city space in the article. <...> Бьем тревогу, если по телевизору слышим, что выброс вредных веществ превзошел допустимые нормы, если превышен порог загрязняющих атмосферу углекислых газов. <...> Боимся озоновых дыр, остывающего Гольфстрима, таяния льдов Северного Ледовитого океана. <...> Но совершенно безразличны к окружающей КУЛЬТУРА РЕЧИ 61 нас языковой среде, текстам, в которых мы живем. <...> Не случайно ученые создают основы лингвоэкологии [1], по аналогии с экологией природы и окружающей нас среды. <...> Но есть тексты звучащие – обрывки разговоров по сотовому телефону в транспорте; беседы, ссоры и споры на улице, в магазине, в кафе; включенный телевизор в парикмахерской или радио в машине, песни из чужих наушников и официальные предупреждения в метро: «Во избежание попадания в зазоры лестничного полотна придерживайте полы длинной одежды…» и т.п. <...> Ведь мы не придумываем каждый раз слова, а берем их из окружающих нас текстов [3]. <...> Известен случай, когда малыш, встав на стул, декламировал не «У лукоморья дуб зеленый», а рекламные слоганы. <...> Ошибки, в которых мы живем Реклама – «поставщик» не только модных и часто ненужных товаров, но и ошибок. <...> Издатые для мужчин», «Продается коляска для детей синего цвета». <...> К счастью, подобная откровенная безграмотность, еще недавно «украшавшая» улицы Москвы, сегодня почти не встречается. <...> А в северной столице в метро рекламные листовки «Давайте говорить, как петербуржцы» обучают грамотной речи всех, кто приезжает в этот город или живет в нем. <...> Этот проект, запущенный профессором Л.А. Вербицкой, «приручил» рекламные технологии: пассажиры <...>