Е.М. САВИЧЕВА Кандидат исторических наук В.В. ШИКИН Аспирант Российский университет дружбы народов Ключевые слова: Индия, внешняя политика, национализм, хиндутва, Бхаратия джаната парти, Нарендра Моди Термин «хиндутва» в отечественных и зарубежных средствах массовой информации, а также академических исследованиях нередко заменяется упрощенным понятием «индусский национализм». <...> Индийские исследователи внешней политики Дели (Баджпаи Канти, Рахул Сагари и др.) выделяют ряд характерных исключительно для Индии подходов к выстраиванию отношений с внешним миром - идеалистический гандистский подход, в основе которого лежит философия ненасилия, спроецированная на внешнюю политику; более прагматичный неруанский подход, воплотившийся в таких принципах внешней политики Индии, как неприсоединение и мирное сосуществование, при поддержании необходимого для этого баланса сил; и националистический1. <...> Последний стал особенно актуальным с приходом в 2014 г. к власти в Индии правительства, возглавляемого националистической партией Бхаратия джаната парти (БДП, Индийская народная партия). <...> Премьер-министр Нарендра Моди публично заявил, что в отношениях с зарубежными государствами он намерен руководствоваться принципами хиндутвы2. <...> Э то заявление высокопоставленного лица могло означать, что правительство националистов пересмотрит стратегические ориентиры внешней политики Индии, остававшиеся неизменными с момента обретения независимости в 1947 г. С начала 1990-х гг. индусский национализм попадал в фокус мирового внимания исключительно в связи с трагическими событиями, такими, например, как конфликт вокруг храма в Айодхье (1992 г.), сопровождавшийся массовым насилием над мусульманами, или другими примерами межкоммунальной вражды и нарушения в стране прав религиозных меньшинств. <...> В связи с этим, понятие «хиндутва» приобрело в глазах мировой общественности отрицательную коннотацию и стало ассоциироваться <...>