Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе : учебное пособие (курс лекций). Профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Мировая экономика», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Налоги и налогообложение», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Финансы и кредит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Экономика туризма». Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыАвксентьев В. А., Аксюмов Б. В., Иванова С. Ю.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц180
ID578859
АннотацияПособие (курс лекций) разработано в рамках реализуемого в Северо-Кавказском федеральном университете инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму»
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по следующим направлениям подготовки: 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Мировая экономика», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Налоги и налогообложение», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Финансы и кредит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Экономика туризма».
ISBN978-5-9296-0774-5
УДК323.1(470.6)
ББК66.5(235.7)
Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе : учебное пособие (курс лекций). Профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Мировая экономика», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Налоги и налогообложение», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Финансы и кредит», 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки «Экономика туризма». Бакалавриат / В. А. Авксентьев, Б. В. Аксюмов, С. Ю. Иванова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 180 с. — ISBN 978-5-9296-0774-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/578859 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 323.1(470.6) (075.8) ББК 66.5(235.7) я 73 Авторы-составители: д-р филос. наук В. А. Авксентьев, д-р филос. наук Б. В. Аксюмов, д-р филос. наук С. Ю. Иванова Эксперты Центра научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ гуманитарного профиля: доктор философских наук, профессор Е. А. Сергодеева, доктор социологических наук, профессор М. М. Шульга, доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет») ISBN 978-5-9296-0774-5 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе» реализуется в рамках инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе». <...> Совершенствование межнациональных отношений на Северном Кавказе – одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня как перед властными структурами, так и всем северокавказским социумом. <...> Теоретические задачи: - понимание основных проблем в сфере межэтнических отношений в северокавказском макрорегионе (этнологическая грамотность); - знание содержания основных документов, регулирующих этнонациональные процессы на федеральном и региональном уровнях (этнологическая грамотность); 3 - понимание целей и возможностей программно-целевого метода в совершенствовании межнациональных отношений на Северном Кавказе (методологическая компетентность). <...> Практические задачи: - умение ориентироваться в потоке информации об этнонациональных процессах в регионе, навыки критического отношения к этой информации (информационная компетентность); - овладение элементами диагностики этноконфликтной напряженности и прогнозирования этнополитических конфликтов на локальном уровне (конфликтологическая грамотность); - овладение элементами проектной деятельности по совершенствованию межэтнических <...>
Теория_и_практика_совершенствования_межнациональных_отношений_на_Северном_Кавказе_учебное_пособие_(курс_лекций)_профиль_подготовки_«Бухгалтерский_учет,_анализ_и_аудит»,_38.03.01_–_Экономика,_профиль_п_titlebreak__подготовки_«Экономика_туризма»._Бакалавриат.pdf
УДК 323.1(470.6) (075.8) ББК 66.5(235.7) я 73 Т 33 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Т 33 Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе: учебное пособие (курс лекций) /авт.сост.: Авксентьев В. А., Аксюмов Б. В., Иванова С. Ю. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 180 с. ISBN 978-5-9296-0774-5 Пособие (курс лекций) разработано в рамках реализуемого в Северо-Кавказском федеральном университете инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе» по направлению «Безопасность и противодействие терроризму». Предназначено для студентов, обучающихся по следующим направлениям подготовки: 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»; 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Мировая экономика»; 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Налоги и налогообложение»; 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Финансы и кредит»; 38.03.01 – Экономика, профиль подготовки – «Экономика туризма». Пособие подготовлено в рамках реализации государственного задания образовательным организациям высшего образования на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности на 2015 г. Проект № 3434: «Мониторинг межнациональных отношений и религиозной ситуации; исследование проблем зарубежных северокавказких диаспор в т. ч. черкесской в аспекте обеспечения стабильности и безопасности России в Ставропольском крае и в Северо-Кавказском федеральном округе; анализ проблем этнокультурного и исторического образования; анализ языковой политики в регионах Северо-Кавказского федерального округа». УДК 323.1(470.6) (075.8) ББК 66.5(235.7) я 73 Авторы-составители: д-р филос. наук В. А. Авксентьев, д-р филос. наук Б. В. Аксюмов, д-р филос. наук С. Ю. Иванова Эксперты Центра научно-методического сопровождения инновационных проектов и программ гуманитарного профиля: доктор философских наук, профессор Е. А. Сергодеева, доктор социологических наук, профессор М. М. Шульга, доктор философских наук, профессор Т. Б. Сергеева (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет») ISBN 978-5-9296-0774-5 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Теория и практика совершенствования межнациональных отношений на Северном Кавказе» реализуется в рамках инновационного образовательного проекта «Формирование российской идентичности и правовой культуры студенческой молодежи в полиэтничном регионе». Совершенствование межнациональных отношений на Северном Кавказе – одна из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня как перед властными структурами, так и всем северокавказским социумом. Эффективное решение этой задачи станет важным этапом на пути к обеспечению национальной и региональной безопасности, снизит вероятность террористических и иных угроз, прямо или косвенно имеющих этнополитическое происхождение. Дисциплина предназначена для студентов, обучающихся по различным направлениям и специальностям, и ориентирована на формирование у студентов набора компетенций для реализации стратегии региональной безопасности, осуществления антиконфликтогенного менеджмента, инновационного управления и постконфликтной реконструкции, необходимых для обеспечения стабильности и эффективного развития поликультурного регионального социума. Целью дисциплины является формирование общепрофессиональных социально-политических компетенций: умения участвовать в функционировании социально-политических институтов, способности и готовности взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решения социально-политических проблем и участвовать в их реализации. Поставленная цель предполагает решение следующих задач. Теоретические задачи: - понимание основных проблем в сфере межэтнических отношений в северокавказском макрорегионе (этнологическая грамотность); - знание содержания основных документов, регулирующих этнонациональные процессы на федеральном и региональном уровнях (этнологическая грамотность); 3
Стр.3
- понимание целей и возможностей программно-целевого метода в совершенствовании межнациональных отношений на Северном Кавказе (методологическая компетентность). Практические задачи: - умение ориентироваться в потоке информации об этнонациональных процессах в регионе, навыки критического отношения к этой информации (информационная компетентность); - овладение элементами диагностики этноконфликтной напряженности и прогнозирования этнополитических конфликтов на локальном уровне (конфликтологическая грамотность); - овладение элементами проектной деятельности по совершенствованию межэтнических отношений на муниципальном и организационном уровне (методологическая компетентность). Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций): - формирование новой демократической культуры конфликта, ориентированной на конструктивное урегулирование и разрешение конфликтов; - понимание возможностей своей профессиональной деятельности для формирования общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в северокавказском макрорегионе; - стимулирование социальной интерактивности и креативности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: природу и сущность современных этнонациональных проблем, роль этничности в социальных и политических процессах; содержание основных документов, регулирующих этнонациональные процессы на федеральном и региональном уровнях; основные тенденции развития этнонациональных процессов в северокавказском регионе; цели и возможности программно-целевого метода в совершенствовании межнациональных отношений на Северном Кавказе. Уметь: применять знания в области теории этнонациональных отношений к анализу этнополитических процессов на Северном Кавказе; созидать новую демократическую культуру конфликта, ориентированную на конструктивное урегулиро4
Стр.4
вание и разрешение конфликтов; использовать возможности своей профессиональной деятельности для формирования общероссийской идентичности, гражданского патриотизма и толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в северокавказском макрорегионе. Владеть: навыками антиконфликтогенного менеджмента с учетом специальности/направления подготовки; элементами диагностики этноконфликтной напряженности и прогнозирования этнополитических конфликтов на локальном уровне; способностью к социальной интерактивности и креативности. Дисциплина реализуется кафедрой социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета и базовой кафедрой конфликтологии Южного научного центра РАН. 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3 I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ...............................................6 1.1. Этносы и нации. Две концепции нации...........................................6 1.2. Примордиалистские, конструктивистские и инструменталистские концепции этничности.......................................14 1.3. Роль этничности в современном социально-политическом процессе на Северном Кавказе.......................................................................17 II. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.......................................................................29 2.1. Этнонациональная проблематика в Конституции Российской Федерации.....................................................................................30 2.2. Этнополитические проблемы Северо-Кавказского федерального округа и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.............................................................34 2.3. Вопросы формирования гражданской и цивилизационной идентичности в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года.............................................................38 III. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ ЮГА РОССИИ........50 3.1. Перспективы реализации позитивного сценария развития северокавказского макрорегиона..................................................................50 3.2. Умеренно-негативный и негативный сценарии: сущность и возможности реализации.............................................................................53 3.3. Средства и способы недопущения алармистского сценария развития событий на Северном Кавказе.....................................................58 IV. ОСНОВНЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНФЛИКТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ ВТОРОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА..............................64 4.1. Латентные и манифестные конфликты в северокавказском регионе в начале второго десятилетия XXI века: причины возникновения и механизмы урегулирования........................................................................64 177
Стр.177
4.2. Локальные конфликты на Юге России и потенциал их перерастания в «блоковые» конфликты.................................................71 4.3. Основные этноконфессиональные проблемы и конфликты в Северо-Кавказском федеральном округе.................................................77 V. КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, ЭКСПЕРТИЗА И МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ................................................................................................87 5.1. Конфликтологический мониторинг, его эвристический потенциал............................................................................................................87 5.2. Экспертная оценка конфликта, выработка алгоритма его урегулирования...........................................................................................89 5.3. Основные принципы организации конфликтологического менеджмента.......................................................................................................95 VI. ДИАГНОСТИКА ЭТНОКОНФЛИКТНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА ЛОКАЛЬНОМ УРОВНЕ.......................................................................104 6.1. Методы диагностики этноконфликтной напряженности на региональном и локальном уровнях.....................................................104 6.2. Теоретические и практические возможности прогнозирования динамики этнополитической конфликтогенности в северокавказском макрорегионе..............................................................108 6.3. Этнополитические отношения на Ставрополье в первом десятилетии XXI века.....................................................................................112 VII. ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ПОДПОЛЬЕ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА. АЛЬТЕРНАТИВЫ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА...............................118 7.1. Террористическое подполье на Северном Кавказе: история формирования и современное состояние.................................................118 7.2. Идеологическая сущность террористического подполья. «Неоваххабизм» и его воздействие на массовое сознание....................128 7.3. Общероссийская национальная идея как альтернатива идеологии терроризма....................................................................................138 VIII. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА КАК ПУТЬ СНИЖЕНИЯ КОНФЛИКТНОСТИ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО СОЦИУМА..........150 8.1. Проблемы формирования общероссийской цивилизационной идентичности....................................................................................................150 178
Стр.178
8.2. Степень сформированности гражданской идентичности у населения Северо-Кавказского федерального округа: социологические данные и теоретический анализ.................................157 8.3. Диалог культур на Северном Кавказе: проблемы и возможности..................................................................................................170 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................176 179
Стр.179

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.