МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» О. Н. Тараненко ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 081100.62 (38.03.04) – Государственное и муниципальное управление Профиль подготовки «Региональное управление» Бакалавриат Ставрополь 2015 УДК 331.108.26 (075.8) ББК 65.290-2 я73 Т 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. экон. наук, доцент И. В. Морозова (ИСиТ, филиал ДГТУ в г. Пятигорске), канд. экон. наук, доцент И. В. Прокофьева (ИСиТ, филиал ДГТУ г. Пятигорске) Тараненко О. Н. <...> В пособии отражены основные направления и технологии кадровой работы, такие как развитие системы управления персоналом в организациях, кадровое планирование, привлечение персонала, его оценка и развитие мотивации трудовой деятельности, а также оценка эффективности кадровой работы. <...> Специалист по управлению персоналом должен знать различные методы управления, выполнять расчеты количественной потребности в персонале, вести отбор работников, проводить аттестацию, владеть приемами развития персонала. <...> Основополагающей целью обучения менеджеров навыкам управления персоналом выступает формирование у них знаний, необходимых в практическом решении комплекса проблем по организации работы с персоналом, рационализации трудовых процессов, мотивации и оплаты труда, взаимоотношениям в коллективе, управлению конфликтами, организации профессионального продвижения и деловой карьеры работников. <...> 7 Социальное и культурное творчество самих работников, их непосредственное участие в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каждого члена команды <...>
Основы_управления_персоналом_Учебное_пособие._Направление_подготовки_081100.62_(38.03.04)_–_Государственное_и_муниципальное_управление._Профиль_подготовки_«Региональное_управление»._Бакалавриат.pdf
УДК 331.108.26 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
Т 19
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. экон. наук, доцент И. В. Морозова
(ИСиТ, филиал ДГТУ в г. Пятигорске),
канд. экон. наук, доцент И. В. Прокофьева
(ИСиТ, филиал ДГТУ г. Пятигорске)
Тараненко О. Н.
Т 19 Основы управления персоналом: учебное пособие. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 129 с.
В пособии отражены основные направления и технологии
кадровой работы, такие как развитие системы управления персоналом
в организациях, кадровое планирование, привлечение персонала,
его оценка и развитие мотивации трудовой деятельности,
а также оценка эффективности кадровой работы. Изложенный в
пособии теоретический материал позволяет студентам самостоятельно
ознакомиться с основными положениями управления персоналом
организации.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
подготовки 081100.62 (38.03.04) – Государственное и муниципальное
управление всех форм обучения.
УДК 331.108.26 (075.8)
ББК 65.290-2 я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Управление людьми является основой эффективного управления
любой организацией. Опыт, накопленный в этой области многими
успешно работающими компаниями независимо от их национальной
и отраслевой принадлежности, требует тщательного изучения,
осмысления и использования в современных российских условиях.
В настоящее время возросла потребность в специалистах, обладающих
современными глубокими знаниями в области управления
персоналом. Однако практическое овладение технологиями и методами
работы с персоналом до сих пор остается ключевой проблемой
обучения и подготовки как будущих, так и уже состоявшихся
специалистов и руководителей, которым требуются не только профессиональные
знания, но и конкретные навыки в области управления
персоналом.
Целью освоения дисциплины является формирование системы
научных и профессиональных знаний, связанных с эффективным
управлением персоналом организации на профессиональном уровне.
Задачами освоения дисциплины является раскрытие содержания
взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических
методов, обеспечивающих эффективность
трудовой деятельности и конкурентоспособность предприятий в
современных условиях.
Дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части
профессионального цикла; для изучения данной дисциплины
студент должен обладать компетентностью в сфере управления
персоналом.
Учебная дисциплина имеет непосредственную практическую
направленность – подготовить студентов к эффективному управлению
сотрудниками, персоналом. Это предполагает не только сообщение
соответствующих знаний, но и формирование у обучающихся
практических навыков руководства людьми, умения определять
профессиональные и личностные качества коллег по работе, партнеров
и клиентов. Специалист по управлению персоналом должен
знать различные методы управления, выполнять расчеты количественной
потребности в персонале, вести отбор работников, проводить
аттестацию, владеть приемами развития персонала.
3
Стр.3
Интенсивное развитие направления, ориентированного на использование
потенциала коллектива работников и выделение его в
самостоятельный курс, базируется на смене системы ценностей и
концепций на уровне организаций в рыночных условиях. Особая
значимость управления развитием человеческих ресурсов в рамках
организации определяется реализацией в ее практической деятельности
взаимосвязанного комплекса вопросов, касающихся использования
личного фактора в процессе производства, управления и
адаптации к внешним условиям.
Наука об управлении персоналом изучает эффективные формы
и методы воздействия на человеческий фактор в организации.
Предметом науки управления персоналом являются управленческие,
социально-экономические отношения, которые складываются
при совместном труде работников в процессе достижения целей
организации.
Основополагающей целью обучения менеджеров навыкам
управления персоналом выступает формирование у них знаний,
необходимых в практическом решении комплекса проблем по организации
работы с персоналом, рационализации трудовых процессов,
мотивации и оплаты труда, взаимоотношениям в коллективе,
управлению конфликтами, организации профессионального
продвижения и деловой карьеры работников. На сегодняшний день
высокий уровень научных знаний об управлении персоналом дает
возможность создать в организации эффективную систему управления
персоналом и обеспечить конкурентное преимущество.
В результате оcвоения диcциплины формируютcя cледующие
компетенции:
общекультурные:
ОК-5 – понимание содержания, смысла, основных целей, социальной
значимости профессии государственное и муниципальное
управление, стремление к улучшению этого понимания через использование
знаний в своей деятельности;
ОК-13 – способность и готовность к личностному и профессиональному
самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию,
самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ
своих профессионально-практических познаний; умение использовать
методы и средства познания, различные формы и методы обу4
Стр.4
чения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего
интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
профессиональные:
ПК-8 – способность применять имеющиеся технологии и методы
кадровой работы;
ПК-11 – способность эффективно участвовать в групповой работе
на основе знания процессов групповой динамики и принципов
формирования команды;
ПК-50 – способность оценивать свое место в технологии выполнения
коллективных задач;
ПК-51 – умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ...........................................................................
Раздел I. Теоретико-методологические основы
управления персоналом
1. Концепции, модели и принципы управления
персоналом .....................................................................................
2. Персонал как объект управления, методы
управления персоналом ..............................................................
3. Кадровая политика и стратегия управления
персоналом .....................................................................................
Раздел II. Технологии управления персоналом
4. Кадровое планирование ..................................................
5. Организация привлечения и отбора персонала ........
6. Трудовая адаптация персонала, управление
деловой карьерой ..........................................................................
7. Организация системы обучения ....................................
Раздел III. Методы оценки результатов деятельности
работников и подразделений
8. Деловая оценка персонала ...............................................
Заключение .............................................................................
Глоссарий ................................................................................
Литература ..............................................................................
98
113
114
126
6
18
29
43
56
70
87
3
128
Стр.128