Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611760)
Контекстум

Первая борьба

0   0
Первый авторХвощинская Надежда Дмитриевна
Издательство[Б.и.]
Страниц80
ID5788
АннотацияИз записок
Кому рекомендованоПроза
Хвощинская, Н.Д. Первая борьба : Повесть / Н.Д. Хвощинская .— : [Б.и.], 1869 .— 80 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/5788 (дата обращения: 18.05.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Узнав впоследствии моего отца покороче, я мало верю такой чувствительности; но мне говорили, что он совсем потерялся, бросил службу, не хотел никого видеть, ни даже меня; он сходил с ума. <...> Ma tante, забывая эгоистическое чувство матери, восхищалась мною, выставляя на вид мои таланты. <...> Семи лет я совершенно перещеголял в танцах кузена Валерьяна, а одиннадцати одержал победу над четырьмя соперниками, завладев на целый бал прекрасной Нанни, которая была годом старше меня. <...> Я страстно любил театр, и ma tante никогда не отказывала мне в этом удовольствии. <...> Ma tante и ее знакомые называли меня поэтом; я иногда импровизировал для них на случай, на заданные слова или заданные рифмы. <...> -- Скорее, Serge,-- сказала мне ma tante при посторонних,-- рифму: Sucre?.. {сахар (франц.) <...> Ее гостиная была полна; были и свидетели моей вчерашней неудачи... <...> Он вел светскую жизнь, как и ma tante, но она принимала у себя, а он редко показывался в ее гостиной: вялый и недовольно образованный, он был незанимателен. <...> В доме жил еще молодой человек, кузен или дальний племянник ma tante,-- не знаю; мы звали его "Мишель". <...> Муж ma tante доставил ему место; Мишель служил, а в свете был замечен как изящный, порядочный молодой человек. <...> -- Я не потерплю оскорблений,-- возразил я,-- оскорбляя меня, вы уничтожаете все, что для меня сделали; мы квиты. <...> Я хотел учтиво поклониться, между тем как у меня мелькнула мысль, что меня никто так не называет, что я "Serge" или "Сергей Николаевич",-- но кланяться было некогда: отец обхватил меня крепко и прижал к себе. <...> -- Ах, неужели вы думаете, что он запуган? -- вскричала ma tante. <...> К ma tante приехали гости; гостиная оживилась говором, шелестом шелка, прелестью образованной жизни. <...> Посредине ее, у большого стола, Валерьян и две его сестры играли в карты; я видел, что Лиза постоянно путала игру, и мне было досадно. <...> Он спутал мне волосы, и кузины расхохотались бы, если бы <...>
Первая_борьба.pdf
H. Д. Хвощинская Первая борьба Из записок 1869 Хвощинская Н. Д. Повести и рассказы / Сост., подготовка текста, послесл., примеч. М. С. Горячкиной.--М.: Моск. рабочий, 1984. OCR Бычков М. Н. Беспрестанно, и едва ли не на каждом шагу, слышу я жалобы, что людей ломает жизнь; что общество, где они бывают поставлены, что старшие, имеющие над ними власть, заставляют их изменять себе, идти против своих наклонностей, тратить силы и мельчать; что в этой тяжкой, напряженной борьбе гибнут способности, которые, если бы сохранились, принесли бы пользу обществу и счастье своим обладателям. Ни от кого так часто, как от людей моего поколения, недавно вступившего на поприще деятельности, не слышу я этих жалоб. Они мне надоели. Мне самому еще нет тридцати лет, и вынес я довольно,-- не меньше, если еще не побольше этих жалующихся... Да, больше. Мне почти с детства досталась на долю нравственная борьба. Я не заслужил бы ни малейшего упрека в малодушии, если бы изменился; одинокий, без примера, без совета, без дружбы и поддержки, я был бы даже вправе измельчать. Я не измельчал. Я набросал заметки об этой борьбе моей ранней юности. В ней сложилось все, что руководило меня в жизни, и хотя впоследствии моя жизнь и богаче драмою, но вся ее сущность в этом начале. Эта бедная история глубока содержанием. Я не называю этого рассказа "исповедью". Я не нахожу сам и, полагаю, ни один здравомыслящий человек не найдет в моих поступках и побуждениях ничего тягостного для совести,-- такого, в чем принято раскаиваться и в чем публичное покаяние считается подвигом. Я не назову рассказа и "признаниями". В них нет для меня ничего неловкого и щекотливого, такого, что передается чужому слуху по необходимости или в минуты сантиментального увлечения. Я не увлекаюсь; у меня нет людей, к которым бы меня притягивало это предательски-глупое чувство. У меня нет и житейской необходимости разъяснять мои поступки. Я не чувствую потребности ни оправдываться, ни доверяться,-- я доволен собою. Знаю, потому что не раз слышал, упрек, который делается за подобные слова. Но если они искренни? Более того: если чувство, вызвавшее их, справедливо? Тот, кто, разобрав себя, выговаривает их с полным сознанием, должен ли, может ли подвергаться упреку в гордости? Но, положим, и так. Только это -- гордость законная. Такая гордость имеет право делать указания. Человек, устоявший в борьбе, имеет право ставить себя в пример малодушным плакальщикам, самолюбивым крикунам, замечтавшимся фразерам... Но я заражаюсь их примером: я волнуюсь! Нет, они того не стоят. Эти господа вовсе не имеют в моих глазах такой важности, чтоб я стал беспокоиться, серьезно спорить с ними. Они мне просто надоели... Меня поймут и оценят люди с чувством более тонким. Пожалуй, может быть, и те, тоскующие, что сломаны жизнью, вопиющие о грубости среды, о скудости насущного хлеба, о стеснении мысли, задумаются над моим рассказом, положив руку на сердце, сравнят свое и мое испытание и сознаются (выражаясь их слогом), что не им одним "подчас приходится круто...". У меня огромная память. Эта счастливая способность, конечно, много помогла моему развитию. Обстоятельства, даже раннего детства, люди, обстановка,-- все будто еще перед глазами. Записывая, я не буду стесняться выбором этих образов. Мне попадутся под руку, может быть, и не самые яркие,-- что нужды? Как в жизни, исполняя свои желания, я говорил: "Так должно",-- так и в рассказе буду отдаваться настроению минуты: что вызовет оно, то и скажется. Что бы ни сказалось, моя личность достаточно отделится от темного фона моей обстановки,-- моей среды, имевшей все средства и все поползновения заесть меня... Я начинаю помнить себя с пяти лет. Я был единственный у отца с матерью. Это были люди бедные. Жили мы в уездном городе. Отец как-то служил. Мне было пять лет, когда умерла мать. Я не
Стр.1