УДК 615.825.1:796.011.1
ББК 53.54:75.0
Л 84
Рецензенты:
канд. пед. наук, доцент Н. Н. Грудницкая,
д-р мед. наук, главный врач В. С. Кашников
(ГБУЗ СК «ГДКБ им. Г. К. Филиппского» г. Ставрополя)
Л 84
Лукьяненко В. П., Егорова С. А., Петрякова В. Г.
Научно-методические основы лечебной гимнастики при плоскостопии
у детей: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 118 с.
ISBN 978-5-9296-0754-7
Монография посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальному
апробированию методики формирования сводов стоп у дошкольников
средствами физической культуры. Оригинальность методики состоит в том,
что она основана на воздействии редрессирующих упражнений на миотонические
очаги, направлена на «блокирование» и устранение патологической
импульсации с последующим формированием нормального тонуса мышц
нижних конечностей.
УДК 615.825.1:796.011.1
ББК 53.54:75.0
ISBN 978-5-9296-0754-7
© Лукьяненко В. П., Егорова С. А.,
Петрякова В. Г., 2015
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
Стр.2
Научно-методические основы лечебной
гимнастики при плоскостопии у детей
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является
одной из приоритетных задач нашего государства. От уровня
здоровья человека зависит производительность труда, экономика,
нравственный климат в обществе и обороноспособность страны.
В последние десятилетия отмечаются негативные тенденции в состоянии
здоровья детей (Демидова Е. В., 2004; Фомина Н. А., 2004;
Богина Т. Л., 2005; Баиндурашвили А. Г., 2006; Поликарпова О. А.,
2007; Карасев Д. Ю., 2010; Грец И. А., 2010 и др.). Многочисленные
медицинские, социологические, демографические исследования
свидетельствуют о том, что только 14–18 % детей дошкольного возраста
можно считать практически здоровыми, 50 % имеют те или
иные отклонения в состоянии здоровья и 35 % – хронически больны
(Кривицкая Е. И., 2007; Федоровская О. М., 2007).
Большинство болезней закладывается в детском возрасте, поэтому
для сохранения здоровья нации необходимо уделять пристальное
внимание физическому воспитанию детей и подростков. Очень важно
своевременно выявлять детей, имеющих отклонения в состоянии
здоровья, которые еще не носят необратимого характера, но снижают
физическую работоспособность, задерживают развитие организма.
Ограничение двигательной активности в детском возрасте вследствие
любых причин крайне тяжело сказывается на физическом развитии
и состоянии здоровья детей, особенно больных и ослабленных
(Смирнов В. М., Дубровский В. И., 2002; Макарова Г. А., 2003;
Матвеев А. П., 2004).
В дошкольном возрасте мышечная система ребенка довольно
слабая, а окостенение скелета еще не закончено, опорно-двигательный
аппарат легко деформируется. Вместе с тем эти деформации
в дошкольном возрасте не являются стойкими и необратимыми.
Имеется реальная возможность путем правильного подбора специальных
физических упражнений выправить выявленные отклонения
3
Стр.3
В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова
(Максименко А. М., 2005). Физические упражнения оказывают благотворное
влияние на функцию и морфологию всех систем организма
и укрепляет опорно-двигательный аппарат (Козырева О. В., 2003;
Дубровский В. И., 2004; Епифанов В. А., 2009; Артамонова Л. Л.,
2010 и др.).
Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека,
но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые
7 лет (Корнилов Н. В., Грязнухин Э. Г. и др., 2001, Завьялов А. В., 2009).
Ряд авторов (Нарскин Г. И., 2002; Филиппова С. О., 2002; Козырева
О. В., 2003; Короткова Е. А., 2005; Бондарь Е. М., 2006; Котельников
Г. П., Миронов С. П., 2008; Симанова С. Н., Терлецкая Р. Н., 2009)
отмечают, что заболевания опорно-двигательного аппарата занимают
первое место у детей дошкольного возраста.
Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является
состояние его осанки и сводов стоп (Наумов О. Н., 2002; Пенькова И. В.,
2006; Дубайнова Н. В., Бальжирова Е. П., 2009 и др.). По данным
ряда авторов (Гисак С. Н., 2002; Каменев Ю. Ф., 2004; Прокопьев
Н. Я., 2005; Шапиро К. И., 2005; Мандриков В. Б. с соавт., 2008;
Симанова С. Н., Терлецкая Р. Н., 2009; Дубайнова Н. В., Бальжирова
Е. П., 2009; Leung А. К. et. al., 2005 и др.), плоскостопие занимает
ведущее место среди патологий опорно-двигательного аппарата (от
30 % до 70 % всех деформаций стоп). При этом активная мышечная
деятельность является обязательным условием для нормального развития
и формирования сводов стоп растущего детского организма.
В дошкольном возрасте формируются изгибы позвоночника и
своды стоп и, как подчеркивает Е. А. Короткова (2005), именно этот
возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного
педагогического воздействия, основанного на применении средств
оздоровительной физической культуры.
Приоритет в организации физического воспитания в дошкольных
учреждениях должен принадлежать оздоровительным методикам,
направленным на профилактику нарушений здоровья детей
(Соловьева Т. А., 1997; Филиппова С. О., 2002; Кожухова Н. Н.,
Рыжкова Л. А., Борисова М. М., 2003).
Существует множество программ и методик (Игнатова Л. В., 2008;
Лазарев М. Л., 2004; Вареник Е. Н., 2009; Степаненкова Э. Я., 2008
4
Стр.4
Научно-методические основы лечебной
гимнастики при плоскостопии у детей
и др.), посвященных проблеме повышения эффективности физического
воспитания детей дошкольного возраста, в том числе и большое
количество методик лечебной и оздоровительной физической
культуры для детей с нарушением сводов стопы. Но, как отмечает
В. А. Епифанов (2009), их эффективность не удовлетворяет ни специалистов,
ни пациентов и их родителей.
На наш взгляд, одной из главных причин такого положения является
то, что применяемые оздоровительные программы физического
воспитания, направленные на коррекцию опорно-двигательного
аппарата, не содержат достаточно обоснованной научно-теоретической
базы.
В частности, ни одна из программ не предполагает рассмотрения
особенностей мышечного дисбаланса у детей дошкольного возраста
в период формирования основных функций стопы. Явно недостаточно
учитываются биомеханические особенности стопы в период
ее формирования. Не используются данные многих исследований
(Петров К. Б., 1990; Granit R., 1970), свидетельствующие о возникновении
мышечного дисбаланса и очагов миотонуса в мышцах голени
и стопы при формировании плоскостопия у детей.
Еще в середине XX века шведский ученый R. Granit, изучив нейрофизиологические
особенности регуляции движений, доказал, что
в гипотоничных мышцах длительно существуют постоянные миотонические
очаги, т. е. участки патологически повышенного мышечного
тонуса, которые не позволяют всей мышце получать нормальную
нервно-мышечную регуляцию. Таким образом, при физической
нагрузке, воздействие происходит на миотонические участки в гипотоничной
мышце, что не позволяет остальным мышечным волокнам
данной мышцы восстанавливать нормальный тонус. В конечном
итоге возникает несоответствие между необходимостью физических
тренировок ослабленных гипотонией мышц и невозможностью
этих мышц воспринимать предлагаемые физические нагрузки, которые
нивелируются участками гипертонуса ослабленных мышц.
Устранение данного несоответствия возможно только путем целенаправленного
и специализированного воздействия на миотонические
очаги, ликвидация которых будет способствовать формированию
нормального мышечного тонуса всей мышцы.
5
Стр.5
В. П. Лукьяненко, С. А. Егорова, В. Г. Петрякова
Устранение миотонических очагов целесообразно проводить путем
редрессирующих воздействий на данные участки мышцы, которые
позволяют избавиться от патологической импульсации.
Анализ литературных источников, позволяет прийти к выводу о
существовании научной проблемы, которая определяется противоречием
между необходимостью разработки и обоснования программ
оздоровительной физической культуры, направленных на профилактику
и коррекцию плоскостопия у дошкольников, обоснованием
средств, методов, форм организации, с одной стороны, и отсутствием
достаточно обоснованных научных подходов к её решению,
основанных на комплексных исследованиях в области физиологии,
анатомии, медицины и педагогики – с другой.
Практически все ученые сходятся во мнении о том, что главной
причиной развития плоскостопия у детей является слабость мышц
стопы и голени. Однако никто из них не рассматривает очаги повышенного
тонуса мышц стопы и голени как главную причину слабости
данных мышц и как главную причину развития плоскостопия.
Основной недостаток существующих методик профилактики и
коррекции плоскостопия у детей заключается в том, что все они, хотя
и направлены на укрепление мышц стопы и голени, не учитывают
наличия миотонических очагов. В таких условиях воздействующая
на мышцы нагрузка локализуется главным образом в данных очагах,
а мышца в целом не получает необходимую по величине нагрузку,
что и является главной причиной низкой эффективности традиционных
методик коррекции плоскостопия.
Представленные выше аргументы свидетельствуют о существовании
важной научной задачи, которая заключается в необходимости
разработки, теоретического обоснования и экспериментальной проверки
методики формирования сводов стоп средствами физической
культуры, учитывающей особенности мышечного тонуса нижних
конечностей и благодаря этому более эффективно способствующей
предупреждению и коррекции развития плоскостопия у детей дошкольного
возраста.
Цель настоящего исследования – разработать, теоретически обосновать
и экспериментально апробировать методику формирования
6
Стр.6
Научно-методические основы лечебной
гимнастики при плоскостопии у детей
сводов стоп у дошкольников средствами физической культуры, основанную
на воздействии редрессирующими упражнениями на миотонические
очаги, которое направлено на «блокирование» и устранение
патологической импульсации с последующим формированием
нормального тонуса мышц нижних конечностей.
В данном научном труде впервые теоретически разработана и экспериментально
обоснована инновационная методика реабилитации
и профилактики плоскостопия у дошкольников с учётом особенностей
формирования мышечного тонуса у детей дошкольного возраста,
позволяющая осуществлять коррекцию нарушений сводов стоп,
развивать функциональные возможности систем организма и эффективно
повышать уровень физической подготовленности.
Практическая значимость настоящего исследования заключается
в том, что разработанная двухэтапная методика физической реабилитации,
позволяющая эффективно повышать функциональные показатели
опорно-двигательного аппарата у детей с плоскостопием, может
быть использована специалистами по физической реабилитации
в условиях поликлиники, реабилитационных центрах, в школах и в
дошкольных учреждениях любого вида. Данная методика доступна
в использовании и не требует значительных экономических затрат.
7
Стр.7
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..........................................................................................................3
ГЛАВА I . Состояние проблемы разработки и научного
обоснования эффективных методик предупреждения
и коррекции плоскостопия
1.1. Причины возникновения и развития плоскостопия ...........................8
1.2. Анатомо-физиологические особенности стопы .................................. 15
1.3. Анатомо-физиологические свойства стоп у детей
дошкольного возраста ...........................................................................21
1.4. Свойства мышц и биомеханика нижних конечностей ....................... 23
1.5. Особенности двигательного стереотипа у детей с плоскостопием ...30
1.6. Сравнительный анализ методик оздоровительной физической
культуры для детей с плоскостопием .................................................33
ГЛАВА II. Организация и методы исследования
2.1. Организация исследования ....................................................................39
2.2. Методы исследования ............................................................................43
ГЛАВА III. Особенности содержания и теоретико-методическое
обоснование экспериментальной методики формирования
сводов стоп у детей дошкольного возраста
3.1. Обоснование экспериментальной методики .......................................57
3.2. Содержание экспериментальной методики и особенности
ее реализации ..........................................................................................65
ГЛАВА IV. Результаты исследования и их обсуждение
4.1. Результаты плантографии ...................................................................... 70
4.2. Результаты тестирования физического развития дошкольников ......77
4.3. Результаты тестирования физической подготовленности
дошкольников ......................................................................................... 78
Заключение .....................................................................................................98
Литература ...................................................................................................101
Стр.117