МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 23.03.01 – Технология транспортных процессов Профиль подготовки «Организация и безопасность движения» Бакалавриат Ставрополь 2015 1 УДК 625,72:656,13 (075.8) ББК 39,808/311-06-5 я73 Д 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Д 69 Дорожные условия и безопасность движения: лабораторный практикум / сост. <...> При изучении курса необходимы знания основ следующих дисциплин: «Прикладная механика», «Материаловедение», «Моделирование транспортных процессов», «Автомобильные дороги». <...> Теоретическая часть Для выявления опасных участков на основе данных о ДТП рекомендуется следующий порядок работ. <...> Проведение предварительных исследований, в состав которых входят: нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД; выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью. <...> Целью является выяснение основных причин ДТП на каждом из участков и разработка мероприятий по их предотвращению. <...> Детальные исследования включают в себя: – составление крупномасштабной схемы участка, на который с помощью условных обозначений наносят все ДТП. <...> Анализ полученной диаграммы позволяет выделить однотипные ДТП и определить их причины; – сбор информации о дорожных условиях и организации движения на исследуемом участке (ширина проезжей части, обочин, разделительных полос, ровность и коэффициент сцепления покрытия, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане, видимость, крутизна откосов насыпи, планировочные решения пересечений, наличие и характеристика застройки, дорожная разметка, знаки, ограждения); – исследование движения: подсчет интенсивности <...>
Дорожные_условия_и_безопасность_движения_Лаборатор-_ный_практикум._Направление_подготовки_23.03.01_–_Технология_транспортных_процессов._Профиль_подготовки_«Организация_и_безопасность_движения»._Бакалавриат.pdf
УДК 625,72:656,13 (075.8)
ББК 39,808/311-06-5 я73
Д 69
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Д 69 Дорожные условия и безопасность движения: лабораторный
практикум / сост. В. И. Кожевников, Д. И. Голуб. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 100 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта высшего
образования по направлению подготовки 23.03.01 – Технология
транспортных процессов. Содержит курс лабораторных работ,
теоретические сведения, вопросы и задания, методические указания
к выполнению лабораторных работ, приложения, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по программам
бакалавриата. Освоение курса происходит в 7 семестре.
УДК 625,72:656,13 (075.8)
ББК 39,808/311-06-5 я73
Составители:
канд. техн. наук, доцент В. И. Кожевников,
старший преподаватель Д. И. Голуб
Рецензент:
канд. техн. наук, доцент Н. И. Ющенко,
генеральный директор ОАО «Предприятие 1564» А. В. Роин
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
• ПРЕДИСЛОВИЕ •
Целью лабораторного практикума является формирование
набора профессиональных компетенций (ПК-5, ПК-35) будущего
бакалавра по направлению подготовки 23.03.01 – Технология
транспортных процессов.
Дисциплина относится к профессиональному циклу (вариативной
части дисциплин по выбору). При изучении курса необходимы
знания основ следующих дисциплин: «Прикладная механика»,
«Материаловедение», «Моделирование транспортных процессов»,
«Автомобильные дороги».
Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины,
необходимы для успешного освоения таких дисциплин,
как: «Экспертная оценка последствий дорожно-транспортных происшествий»,
«Экспертный анализ технического состояния транспортных
средств», «Проектирование схем организации дорожного
движения»
Формирование ПК-5 предполагает, что успешное выполнение
лабораторного практикума будет способствовать формированию
умения осуществлять экспертизу технической документации, объектов
транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать
причины неисправностей и недостатков в работе дорожнотранспортного
комплекса, принимать меры по их устранению и
повышению эффективности использования.
Кроме того, изучение курса способствует тому, что многоуровневые
проблемы обеспечения безопасности движения могут
решаться в составе коллектива подготовленных исполнителей для
контроля и управления системами организации движения (ПК-35).
3
Стр.3
• СОДЕРЖАНИЕ •
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
1. Оценка степени безопасности движения на дороге…..
2. Оценка условий движения по линейным графикам
коэффициентов аварийности……………………………..
3. Оценка трассы методом конфликтных ситуаций…….
4. Оценка трассы методами коэффициентов
безопасности и шума ускорений………………………….
5. Оценка ровности и коэффициента сцепления
покрытий……………………………………………………
6. Оценка интенсивности движения……………………...
7. Измерение скоростей движения т/с……………………
8. Оценка безопасности движения на пересечениях
автомобильных дорог в одном и разных уровнях……….
9. Определение геометрических элементов дороги……..
10. Обследование дорог для оценки безопасности
движения……………………………………………………
11. Эмоциональная напряженность водителя
при движении по дороге…………………………………..
12. Режимы движения по дороге и восприятие
водителем дорожных условий……………………………
13. Обоснование расчетных скоростей движения………
14. Экономическое обоснование мероприятий
по обеспечению безопасности движения………………..
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ……….
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………..
Приложение Б……………………………………………...
3
4
9
15
18
25
37
41
42
50
57
61
72
76
78
85
86
82
99
Стр.99