МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
О. В. Башлай
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО
НАРОДНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ
ТВОРЧЕСТВОМ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная
деятельность
Профиль подготовки «Социально-культурные технологии
в индустрии досуга»
Квалификация выпускника – академический бакалавр
Ставрополь
2015
- 1 -
Стр.1
УДК 316.7: 37.04: 377: 392/398 : 7.06: 78 (045.8)
ББК 60.56: 74.268.53: 85.313(Рос) я73
Б 33
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального университета
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор В. В. Волкова,
д-р филос. наук, профессор Н. Н. Миклина
Башлай О. В.
Б 33 Организация и руководство народным художественным
творчеством: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2015 – 295 с.
Пособие отражает комплексное представление о русской
традиционной музыкальной культуре и включает сведения из различных
областей современной гуманитарной науки: музыкальной
фольклористики, филологии, этнографии. В пособии дается описание
различных жанров народного музыкального искусства основных
этнокультурных зон России.
Предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся
по направлению подготовки 51.03.03 – Социально-культурная деятельность,
профиль подготовки «Социально-культурные технологии
в индустрии досуга».
УДК 316.7: 37.04: 377: 392/398 : 7.06: 78 (045.8)
ББК 60.56: 74.268.53: 85.313(Рос) я73
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
- 2 -
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эстетические представления и образцы народного творчества
занимают значительное место в формировании художественной
культуры современной молодежи. Образцы народного художественного
творчества – это наше культурное наследие, и живое
развивающееся искусство, которое активно используется в образовательном
процессе и представлено ежегодными международными
и всероссийскими фестивалями и конференциями, отражающими
работу современных мастеров.
Необходимость совершенствования работы по введению организации
и руководству народным художественным творчеством
в образовательный процесс является насущной проблемой сегодняшнего
дня, поскольку заложенная в народном творчестве связь
с историческими корнями, многовековая мудрость, накопленная
поколениями, способствуют формированию ценностных ориентаций
современной молодежи, духовности и нравственности.
Понимание образцов народного творчества и их роли в жизни
человека – это художественная культура отдельной личности и составная
часть педагогической культуры, позволяющей использовать
развивающие возможности организации и руководства народного
художественного творчества в учебно-воспитательном процессе образования
студентов, обучающихся по направлению подготовки
51.03.03 – Социально-культурная деятельность.
Учебное пособие посвящено решению актуальной проблемы
музыкально-педагогической науки и практики – повышению качества
подготовки молодого поколения к развитию народнопесенного
творчества в нашей стране. Система музыкального образования
студентов и пути ее совершенствования, особенно в области
этнических форм культуры, являются сегодня приоритетными
в силу сложившейся культурной, экономической и социальнополитической
ситуации в России.
Пособие освещает основные проблемы музыкальной фольклористики
и этнографии. Необходимость этого курса для студентов
обусловлена настоятельной потребностью в подготовке руководителей
хоровых коллективов широкого профиля. Изучение
дисциплин, касающихся народной музыкальной культуры, необходимо
также работникам учреждений культуры и научным ра-
3 -
Стр.3
ботникам, которые по роду своей деятельности должны привлекать
разнообразные этнографические, фольклорные материалы.
Автор в разработанном им лекционном курсе рассматривает
основную часть источников о русской традиционной музыкальной
культуре, используя при этом сведения из различных областей современной
гуманитарной науки: музыкальной фольклористики,
филологии и этнографии.
Целью освоения дисциплины является изучение периодов истории
русского фольклора от его зарождения до современности. Характеристика
традиционных родов и жанров (былин, исторических, балладных,
лирических песен, городских романсов, обрядового фольклора
и т.д.) рассматривается в контексте древних мифов, старинных
обрядов, быта новейшего времени, в соединении с другими видами
искусства – хореографией, актерской игрой, музыкой.
Курс дает основы необходимых исторических и теоретических
знаний. Его прохождение позволяет более глубоко понять
региональные певческие стили, освоить народно-певческую манеру
интонирования.
Курс логически и содержательно-методически взаимосвязан с
дисциплинами:
– профессионального цикла: «История музыки», «Теория и
история социально-культурной деятельности», «Педагогика досуга»,
«Социально-культурная работа за рубежом», «История искусств»,
«Теория и история культуры», «Фольклористика», «Этнопедагогика»;
–
цикла истории и теории музыкального искусства: «Массовая
культура», «Сценарно-режиссерские основы», «Культурное взаимодействие
народов Северного Кавказа».
Изучение данной дисциплины базируется на системе знаний,
умений и универсальных компетенций, полученных студентами
при изучении предметов «Сольное народное пение» и «Вокальный
ансамбль» в средних специальных учебных заведениях или в детских
музыкальных школах.
Народное художественное творчество ведется на подлинном
фольклорном материале – песенном и инструментальном. Студенты
знакомятся с лучшими образцами фольклора в исполнении мастеров
народного пения. Курс дает полноценную комплексную
возможность решить следующие задачи:
- 4 -
Стр.4
– получить базовые представления об основных жанрах
народного песенного наследия;
– ознакомиться с историей и современным состоянием отечественного
народного музыкального творчества в ее связи с содержанием
произведения;
– повысить профессиональный уровень работы с различными
типами учебно-методических и научно-исследовательских источников;
–
научиться использовать полученные знания в процессе теоретической
и практической деятельности в период прохождения
профессионально-ориентированной и педагогической практик, а
также уметь применять полученные навыки в процессе реализации
собственного профессионального опыта в творческой культурной
деятельности.
Автор стремится к тому, чтобы пособие по возможности отражало
комплексное представление о русской традиционной музыкальной
культуре, которое сложилось на сегодняшний день в
гуманитарной науке. Традиционная культура является исторической
основой всего многообразия направлений, видов и форм
культуры современного мира. Возникновению ее предшествовал
многовековой опыт собирания произведений фольклора и обработки
их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных
стран. Следует отметить творчество крупнейших представителей
фольклористики в России: А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев,
А.Н. Веселовский, П.В. Киреевский, А.Н. Пыпин и др.
Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту
произведений музыкального народного творчества, осознать их
образный смысл, важно студентам самостоятельно изучать их роль
в традиционной культуре. На Ставрополье к настоящему времени
собраны новейшие звукозаписи русского музыкального фольклора
из 26 районов (Изобильнеский; Левокумский; Кировский; Новоалександровский,
Апанасенковский; Предгорненский; Благодарненский;
Георгиевский; Грачевский; Труновский, Курской,
Шпаковский и др.районы). Заметный вклад в развитие народного
музыкального творчества Ставропольского края внесли своей собирательской
деятельностью В. Щуров, В. Скунцев, Л. Якоби,
В. Чернявский, И. Ковальчук, Л. Бобрышова, также студенты
Ставропольского государственного университета (в настоящее
- 5 -
Стр.5
время ФГОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»)
под руководством О.В. Башлай собирали фольклор и др.
Каждый из представленных видов источников имеет свою
специфику, способствует разработке на своем материале теоретических
вопросов и методов, овладение которыми является необходимой
самостоятельной работой студентов.
С этой целью в учебный курс в доступной форме включены
современные научные сведения из различных отраслей знания,
которые занимаются изучением традиционной культуры: музыкальной
фольклористики, филологии, этнопедагогики.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
освоения дисциплиной:
ОК-1 – владеть культурой мышления, быть способным к
обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и
выбору путей ее достижения;
ОК-3 – быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ПК-3
– быть готовым осуществлять педагогическое управление
и программирование развивающих форм социальнокультурной
деятельности всех возрастных групп населения, организовывать
массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной
деятельности в соответствии с культурными
потребностями различных групп населения;
ПК-12 – быть способным к организации творческо-производственной
деятельности работников учреждений культуры.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями
основных образовательных программ бакалавриата согласно
ФГОС ВПО, содержит информационный и учебно-методический
материал по курсу «Организация и руководство народным художественным
творчеством» и предназначено для студентов академического
бакалавриата направление подготовки 51.03.03 – Социально-культурная
деятельность. Изучение дисциплины способствует
полноценной работе студентов в подготовке дипломных
программ, курсовых работ и рефератов.
- 6 -
Стр.6