П.А. Соловьева, Рыбинск, е-mail: root@rgata.ru) ОБРАБОТКА СОТОВЫХ ВЕНЦОВ УПЛОТНЯЮЩИХ УЗЛОВ СОВРЕМЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В статье рассмотрены существующие методы обработки сотовых венцов уплотняющих узлов современных газотурбинных двигателей (ГТД). <...> Выделен метод обработки с применением процесса ЭХО, реализованный по схеме электрохимического шлифования абразивным токопроводящим и безабразивным специальным инструментом. <...> Показаны серийные методы обработки открытых и закрытых сотовых венцов с теоретической оценкой производительности обработки. <...> Приводится разрабатываемая универсальная перспективная схема обработки открытых и закрытых сотовых венцов токопроводящими абразивными кругами с единой системой автоматизированной правки кругов алмазным правящим роликом и отсчета обрабатываемых технологических размеров. <...> . Непроизводительные потери мощности в ГТД возникают вследствие перетоков части газа между ступенями, которые, минуя направления основного газового рабочего тракта от направляющих лопаток к рабочим, отклоняются через зазоры, возникающие между статорными и роторными поверхностями. <...> В отечественном двигателестроении первые сотовые уплотнения были освоены на Рыбинском машиностроительном заводе (РМЗ) для двигателя сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144. <...> «Обработка сотовых венцов уплотняющих узлов современных ГТД» ем щеточных уплотнений. <...> Конструктивно такое уплотнение состоит из статорной металлической щетки с большим количеством тонких упругих проволочек, расположенных под углом и скользящих по специальному кольцу на роторе, покрытому высокостойким к износу слоем. <...> Созданы и испытываются опытные конструкции щеточных уплотнений малых диаметров. <...> Создание работоспособных щеточных уплотнений повышенных диаметров (300…500 мм и более) для высокооборотных роторов представляет из себя трудную технологическую задачу, включаемую ведущими двигателестроительными <...>