ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ УДК 101 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ЗАПАДА И ВОСТОКА: МЕСТО И РОЛЬ «РУССКОГО МИРА» Кривопусков Владимир Викторович Аспирант Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: vladimir-krivopuskov@rambler.ru Российскую цивилизацию следует рассматривать как пограничное культурное пространство с определенной кривизной, внутренними напряжениями, разрывами, в котором уживаются элементы архаики и модерна, силы движения, изменения и застоя, свобода и несвобода, демократия и авторитаризм. <...> «Русский мир» – это во многом исторически утраченный и ныне реконструирующийся цивилизационный миф, которому отказывает в существовании цивилизационная мифология Запада. <...> Ключевые слова: «русский мир», Запад и Восток, Европа и Азия, цивилизационная идентичность, сомоопределение. <...> Цивилизационное место «русского мира» следует искать среди признанных цивилизационных констант, идентифицируя его в соотне224 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ сении с ними. <...> Юлена, Гегелем была сформулирована особая концепция Востока, где Восток предстает в ней как окончательно изгнанный из нашей культуры источник, как пережиток, как нечто бездейственное, как исторический тупик, который необходимо изучать с той единственной целью, чтобы его избежать [1, с. <...> Такое представление сложилось из понимания цивилизации как носителя этических и разумных начал, автором которого считается В. <...> В таком случае цивилизации противостоит варварство – состояние первобытной дикости, когда отсутствуют этические и рациональные регуляторы. <...> Подобный схематизм в простых или более утонченных формах возобладал в западноевропейской общественной мысли. <...> Его можно наблюдать в различных идеологемах на тему «Запад – Восток», он присутствует в современном научном дискурсе, игнорируя данные палеосоциологии, культурной и исторической антропологии относительно того, что неевропейские культуры не являются примитивными <...>