ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ ального статуса, но свидетелей описываемых событий придает книге живость изложения и достоверность используемых аргументов. <...> С.И. Самыгин ФАНТОМЫ ИЛИ СИМУЛЯКРЫ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Когда я впервые взял в руки книгу Ж.Т. Тощенко «Фантомы российского общества», испытал чувство сытого человека, смотрящего на хорошо оформленную витрину продуктового магазина. <...> Оглавление было очень «вкусным», т.е. настолько захватывающе интересным, что у меня буквально «потекли слюнки» и захотелось немедленно узнать кто это такие – «бесы», «демоны», «эпигоны», «чертополохи» и прочие фантомы российской действительности. <...> Очевидно только в условиях общественной деформации, в ситуации кризиса и неопределенности. <...> О нравы!», то следует различать одно и другое. <...> Одно дело – специфика той или иной исторической эпохи, другое – общественные нравы или норов конкретного человека. <...> Именно эпоха определяет формирование основных типов личности. <...> Поэтому не случись перестройки и крушения советской империи, я уверен, что членкорреспондент РАН (или фантомный бес) Б. Березовский <...> о Пугачеве: «В передовом твоем отряде урядник был бы он лихой», т.е. родись Пугачев на 30–40 лет позже, и он был бы не государственным преступником № 1 («злым демоном») славной екатерининской эпохи, а народным героем Отечественной войны 1812 г. И хотя история не терпит сослагательного наклонения, но пушкинское «был бы» – это зеркальное отображение уже реальной истории превращения героев 1812 г. в государственных преступников («бесов») 1825 г. Мне кажется, что необходимо различать фантомы нашей действительности от симулякров. <...> Фантом для меня – это плохая копия или лжекопия нормативного типа личности. <...> А симулякр – это копия чего-то 170 ГУМАНИТАРИЙ ЮГА РОССИИ похожего, но на самом деле не существующего в действительности. <...> А по сути, согласно платоновской традиции – это лжекопия с лжекопии. <...> Тощенко симулякр – это ваучер Чубайса и такие идеологические <...>