Pedagogical sciences УДК 37.013.46 Е. В. Цупикова, Омская гуманитарная академия МЕТОДИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА C ПОЗИЦИЙ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Статья содержит описание основных моделей построения текста и полученную в результате их анализа схему построения текста с позиций речемыслительного процесса, использование которой обеспечит осознанную и рационально построенную работу студентов, основанную на чётких механизмах самоконтроля деятельности и самооценки полученных результатов. <...> Цель статьи – рассмотреть вопросы порождения речи в научной литературе для создания методической схемы построения текста, определить этапы построения текста и необходимые для этой деятельности умения. <...> Модели порождения речи могут быть классифицированы на межуровневые (стадии процесса порождения речи выделяются в соответствии с выступающими на каждом из них языковыми подсистемами), циклические (циклы порождения речевого высказывания) и интегративные (указание на вовлекаемый в процессе порождения уровень сочетается с выделением последовательных фаз процесса). <...> В. Д. Климонов в описании опыта коммуникативно ориентированной модели речепорождения отмечает, что действие кодирующего компонента направлено на создание семантического представления будущего высказывания, которое состоит в переводе неязыковой информации в семантическую. <...> Семантическое представление описывается им как многоярусное иерархически организованное образование, включающее перформативный, коммуникативный, грамматический и концептуально-семантический ярусы. <...> Процесс порождения определяется интенцией говорящего и стратегией речевого поведения, которая зависит от условий речи и личности говорящего: кодируемый компонент – семантическое представление – трансформационный компонент – поверхностная структура – фонологический компонент – фонетическая структура (трансформационно-циклическая модель, без разграничения стадий <...>